Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Велика милостыня! — она достигает Престола чести и славы, как сказано: «Милостыня и справедливость — основа престола Твоего» (Теилим 89; 15).»Орхот цадиким. Щедрость
Биография раввина

Раби Рефаэль бар Арье-Лейб Шапиро (Торат Рефаэль; 5597—5681 /1837—1921/ гг.) — выдающийся законоучитель, глава Воложинской ешивы.

Учился в Воложинской ешиве. Женился на дочери главы ешивы р. Нафтали-Цви-Йеуды Берлина (Нецива; см.).

Начиная с 5630 /1870/ года, стал ведущим преподавателем ешивы и ближайшим помощником Нецива.

После того, как российские власти закрыли Воложинскую ешиву, р. Рефаэль возглавил общину г. Бобруйска.

Все свое время р. Рефаэль посвящал усердным занятиям Торой и в течение недели практически не покидал своего рабочего кабинета и учебных залов ешивы. Его жена самоотверженно приняла все домашние заботы и хлопоты на себя, предоставив ему возможность целиком посвятить себя любимому делу. Однажды, за несколько минут до начала свадьбы одного из их сыновей, жена, завершив все приготовления, зашла в кабинет к р. Рефаэлю и попросила его выйти к гостям. Он неохотно закрыл том Талмуда и начал одевать субботний сюртук, но его рука запуталась в рукаве. Р. Рефаэль тяжело вздохнул и сказал: «До чего же трудно растить детей!» (Сарей амеа 5:13).

Один из знаменитых знатоков Торы пожаловался р. Рефаэлю, что никак не может в совершенстве овладеть определенным томом Талмуда — несмотря на то, что повторил его уже много раз. Р. Рефаэль уточнил, сколько раз его собеседник изучил весь этот трактат от начала до конца. «Пятнадцать», — ответил тот. Р. Рефаэль не поверил своим ушам. «Для меня первые пятнадцать раз — это все еще углубленное изучение, — пояснил он, — а повторение начинается значительно позже. Неужели вы всерьез хотите овладеть трактатом Талмуда, даже не начав его повторять?!» (Гдолей адорот).

Р. Рефаэль был в быту большим молчуном. Он шутил по этому поводу: «Многие считают, что я вообще не умею разговаривать. Это не так! Просто я хорошо умею молчать…» (там же).

В 5659 /1899/ году, после длительных усилий и хлопот, ему удалось получить от правительства разрешение на восстановление ешивы в Воложине — он стоял во главе возрожденной ешивы до последних дней своей жизни.

Талмудические исследования, на базе которых строились его уроки в ешиве, он объединил в книгу, названную Торат Рефаэль (Тора Рефаэля).

Он отличался исключительной сосредоточенностью и концентрированностью — как в часы занятий, так и в часы молитвы. Однажды, во время военных действий, рядом с домом, где он молился, разорвался орудийный снаряд. Началась паника — люди метались по улицам в поисках укрытия. Спустя некоторое время, когда паника улеглась, соседи обнаружили, что р. Рефаэль стоит в молитве Шмонэ-эсре, как и до взрыва. Выяснилось, что он был настолько погружен в общение с Творцом, что вообще не слышал грохота взрыва, потрясшего всю округу (там же).

Р. Рефаэль Шапиро умер в 5681 /1921/ году в возрасте восьмидесяти четырех лет.

Его зятем был р. Хаим Соловейчик (р. Хаим Брискер; см.), а внуком — р. Ицхак-Зеев Соловейчик (Агриз Соловейчик; см.), ставшие духовными лидерами следующих поколений.

с разрешения издательства Швут Ами


Этот уникальный устный жанр, возникший одновременно с хасидизмом и являющийся выразителем хасидского учения, адресован, в первую очередь, простым людям и учит простой и искренней вере, любви к Б-гу и любви к ближнему. При этом достоверность рассказов может быть различной: есть строго документальные истории с указаниями имен и географических подробностей, есть явно сочиненные, есть притчи, мемуары, анекдоты Читать дальше