Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ешива, Рав Александр Кац, Ешива Слободка
Раби Ицхак-Яаков бар Шмуэль-Лейб Рабинович (р. Ицеле Поневежер; 5614—5679 /1854—1919/ гг.) — выдающийся законоучитель и преподаватель Талмуда.
Родился в местечке Шершеве, недалеко от г. Гродно.
В юности учился у р. Йерухама-Йеуды-Лейба Перельмана (Гадоля из Минска; см.) и воспитывался в его доме — сначала в Сельцах, а затем в Пружанах.
В двадцатилетнем возрасте поселился в Бриске (Бресте) и в течение двух лет занимался под руководством раввина этого города — р. Йосефа-Дова Соловейчика (Бейт алеви; см.).
В 5649 /1889/ году, в возрасте тридцати пяти лет, стал ведущим преподавателем ешивы в Слободке, основанной р. Натаном-Цви Финкелем (Сабой из Слободки; см.).
Благодаря высочайшему уровню его уроков ешива привлекла множество новых студентов и стала одним из мировых центров изучения Торы (Р. Дов Кац, Тнуат амусар 3,с.28).
В 5655 /1895/ году р. Ицхак возглавил крупную общину г. Поневежа (Паневежиса) — в среде знатоков Торы его стали называть «раби Ицеле Поневежер».
В эти годы он приобрел статус одного из самых авторитетных законоучителей своего поколения — из многих общин диаспоры к нему обращались за решением спорных вопросов.
В 5669 /1909/ году р. Ицеле основал в Поневеже высшую школу для изучения Талмуда, названную Кибуц (Товарищество).
В свой Кибуц он пригласил двадцать наиболее одаренных молодых людей, половина из которых уже были женаты. Это новое учебное заведение быстро стало одним из самых престижных и знаменитых в литовском крае (Энциклопедия левейт Исраэль т.15).
С началом первой мировой войны, когда бои приблизились к Поневежу, р. Ицеле был вынужден эвакуироваться на восток, подальше от линии фронта.
Когда он вернулся в Поневеж, новые большевистские власти запретили ему воссоздать Кибуц — начались репрессии, направленные на искоренение еврейской общинной жизни.
Р. Ицхак-Яаков Рабинович, р. Ицеле Поневежер, умер в Поневеже двадцатого адара 5679 /1919/ года.
В 5709 /1949/ году его ученики издали книгу Зехер Ицхак (Память об Ицхаке), в которую были включены его аналитические заметки к Талмуду и алахические респонсы.
На основе его уроков по талмудическим трактатам Кидушин и Бава меция, законспектированных учениками в Слободке, была составлена книга Хидушей Агриир (Открытия гаона р. Ицхака-Яакова Рабиновича).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо