Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Раби Ицхак-Яаков бар Шмуэль-Лейб Рабинович (р. Ицеле Поневежер; 5614—5679 /1854—1919/ гг.) — выдающийся законоучитель и преподаватель Талмуда.

Родился в местечке Шершеве, недалеко от г. Гродно.

В юности учился у р. Йерухама-Йеуды-Лейба Перельмана (Гадоля из Минска; см.) и воспитывался в его доме — сначала в Сельцах, а затем в Пружанах.

В двадцатилетнем возрасте поселился в Бриске (Бресте) и в течение двух лет занимался под руководством раввина этого города — р. Йосефа-Дова Соловейчика (Бейт алеви; см.).

В 5649 /1889/ году, в возрасте тридцати пяти лет, стал ведущим преподавателем ешивы в Слободке, основанной р. Натаном-Цви Финкелем (Сабой из Слободки; см.).

Благодаря высочайшему уровню его уроков ешива привлекла множество новых студентов и стала одним из мировых центров изучения Торы (Р. Дов Кац, Тнуат амусар 3,с.28).

В 5655 /1895/ году р. Ицхак возглавил крупную общину г. Поневежа (Паневежиса) — в среде знатоков Торы его стали называть «раби Ицеле Поневежер».

В эти годы он приобрел статус одного из самых авторитетных законоучителей своего поколения — из многих общин диаспоры к нему обращались за решением спорных вопросов.

В 5669 /1909/ году р. Ицеле основал в Поневеже высшую школу для изучения Талмуда, названную Кибуц (Товарищество).

В свой Кибуц он пригласил двадцать наиболее одаренных молодых людей, половина из которых уже были женаты. Это новое учебное заведение быстро стало одним из самых престижных и знаменитых в литовском крае (Энциклопедия левейт Исраэль т.15).

С началом первой мировой войны, когда бои приблизились к Поневежу, р. Ицеле был вынужден эвакуироваться на восток, подальше от линии фронта.

Когда он вернулся в Поневеж, новые большевистские власти запретили ему воссоздать Кибуц — начались репрессии, направленные на искоренение еврейской общинной жизни.

Р. Ицхак-Яаков Рабинович, р. Ицеле Поневежер, умер в Поневеже двадцатого адара 5679 /1919/ года.

В 5709 /1949/ году его ученики издали книгу Зехер Ицхак (Память об Ицхаке), в которую были включены его аналитические заметки к Талмуду и алахические респонсы.

На основе его уроков по талмудическим трактатам Кидушин и Бава меция, законспектированных учениками в Слободке, была составлена книга Хидушей Агриир (Открытия гаона р. Ицхака-Яакова Рабиновича).

с разрешения издательства Швут Ами


Ту биШват — 15 Швата — также называют «Новым годом деревьев». В чем суть этого дня и как это связано с деревьями? Каковы обычаи и традиции Ту биШват? Читать дальше

Ту биШват. Во славу Эрец Исраэль

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято рассказывать о достоинствах Эрец Исраэль, приведем несколько высказываний наших мудрецов, восхваляющих ее.

Недельная глава «Бешалах». Ту БиШват – новый год деревьев

Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»

Человек сравнивается с деревом, как сказано «ибо человек — дерево полевое».

Молитва о прекрасном этроге

Редакция Толдот.ру

Ту би-Шват — Новый год деревьев, поэтому хорошо в этот день произнести в утренней молитве (но можно и позже) эти стихи и просьбы. Известно, что у ашкеназских мудрецов есть традиция: в Ту би-Шват следует молиться об этроге, перечисляя все его свойства, чтобы всем евреям достались хорошие и красивые этроги в Суккот.

Ту-бишват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Новой год для фруктовых деревьев. Ту-Бишват — 15 число месяца шват

Ту биШват

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

15-е число месяца шват. Новый год деревьев. «Ту» — 15 (числовое значение буквы тет — 9, буквы вав — 6), «би-шват» — «в месяце шват».

Ту биШват. Как благословляют на плоды?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Поскольку в Ту би-Шват принято есть много разных плодов, следует внимательно изучить правила, согласно которым мы благословляем плоды до и после еды.

Ту биШват без насекомых

Рав Давид-Йеуда Вертлиб

Насекомые в пище, кроме того, что просто неприятны, еще и запрещены еврею Торой. Чаще всего местами их обитания являются свежие и сушеные ягоды и фрукты. А именно они — традиционное блюдо наступающего через неделю Ту биШвата. Как показывает опыт, простая проверка и мытье плода не всегда может уберечь от употребления в пищу насекомых. Представляем вам список указаний по проверке различных плодов, составленный равом Моше Вая, шлита, перевод рава Давида Вертлиба, 2013 год.

С Новым Годом!

Рав Натан Шустин