Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Раби Яаков, прозванный "Рабейну Там", уже в детстве спорил со своим великим дедом, мудрецом Раши. В последствии он и сам стал великим раввином и наставником, духовным лидером своего поколения.

Раби Яаков бен Меир, за праведность и мудрость прозванный Там, что означает «цельный», «тот, у кого нет недостатков». Величайший авторитет ашкеназского (европейского) еврейства своего времени. Один из основателей школы «тосафистов», законоучитель и комментатор Талмуда. Родился в Рамерю в 1100 году в семье известного раввина раби Меира бен Шмуэль, зятя великого Раши. Два родных брата рабейну Тама тоже впоследствии стали прославленными учеными, это — раби Шмуэль бен Меир (Рашбам) и раби Ицхак бен Меир (Ривам).

Легенда рассказывает, что по многим вопросам рабейну Там, еще будучи маленьким, спорил со своим выдающимся дедом, не стесняясь отстаивать свое мнение. Так, он придерживался особой точки зрения на некоторые законы о тфилин. Что доподлинно известно, так это то, что с раннего детства он проявил свои незаурядные способности, обратив на себя внимание учителей. Ему исполнилось 25 лет, когда из рук умирающего отца он принял должность главы ешивы в родном городе. Его острый ум, трудолюбие, стойкость и духовное величие, — все это очень скоро сделали ешиву, в которой он преподавал, настоящим центром Торы, куда стекалась еврейская молодежь из Франции, немецких стран, Чехии и даже Руси.

Рабейну Таму довелось не просто пережить крестовый поход, закончившийся уничтожением множества цветущих общин Центральной Европы, но он стал своего рода жертвой крестоносцев. В 1147 году проходившие через город бандиты, осененные флагами с изображением креста, напали на его дом, разграбили его, а самого рабейну Тама вывели за город, нанесли несколько глубоких ножевых ран («для искупления ударов, причиненных основателю их секты» — как пишут хроники) и собрались его убить, но в это время рядом случился рыцарь, который, узнав еврейского ученого, с трудом отговорил их от убийства.

Переселившись в Труа, мудрец продолжал свою преподавательскую и ученую деятельность. После смерти Рашбама, своего старшего брата, он был избран на место председателя съездов французских раввинов.

Скончался рабейну Там в городе Труа в 1171 году


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.