Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Я куда больше боюсь своих добрых дел, приносящих мне удовольствие, чем злых, которые внушают мне отвращение»Раби Нохум из Чернобыля
Биография раввина

Раби Элияу-Меир бар Йосеф-Лейб Блох (ок.5655—5715 /ок.1895—1955/ гг.) — руководитель ешивы Телз в США.

Внук р. Элиэзера Гордона (см.), основавшего ешиву в литовском городе Телзе (Тельшае).

Изучал Тору под руководством отца, р. Йосефа-Лейба Блоха (см.), возглавившего ешиву Телза после смерти р. Гордона в 5670 /1910/ году.

Поселившись после женитьбы в прусском городе Мемеле (Клайпеде), рядом с семьей тестя, занимался мануфактурной торговлей.

На четвертый год жизни в Мемеле р. Элияу-Меир начал преуспевать — он собирался отправиться в Берлин, чтобы значительно расширить свое дело. Перед этой поездкой он посетил Телз и с радостью рассказал отцу о своих успехах. «Ну, а как твое духовное состояние?», — осторожно спросил отец. Р. Элияу-Меир, который и в этот период серьезно изучал Тору не менее четырех-пяти часов в день, все же честно признался, что главным содержанием его жизни стал бизнес. И тогда отец решительно заявил: если Тора стала второстепенным делом, а бизнес главным, — следует отказаться от коммерции и вернуться в Телз. Р. Элияу-Меир отменил поездку в Берлин и несколько дней спустя продал свое преуспевающее дело, сулившее ему серьезные барыши и большое богатство (Р. Дов Кац Тнуат амусар т.5, с.53—54).

В Телзе, вошедшем по итогам первой мировой войны в состав независимой Литовской республики, р. Элияу-Меир стал преподавать в хедере, а затем возглавил всю систему начального образования для мальчиков и для девочек, созданную при ешиве.

В 5690 /1930/ году, после смерти р. Йосефа-Лейба Блоха, во главе ешивы встал его старший сын р. Авраам-Ицхак Блох, а р. Элияу-Меир сделался одним из ведущих ее преподавателей.

В эти годы Телз был одним из мировых центров Торы: в ешиве занималось около пятисот студентов не только из Литвы и соседних европейских стран — Германии, Венгрии, Чехии, Польши, но и из США (там же с.35).

В 5700 /1940/ году, когда советские войска, захватившие Литву, изгнали студентов из ешивы и превратили ее в военный госпиталь, р. Элияу-Меир срочно выехал в США, чтобы подготовить перевод студентов в эту страну.

Тем временем германские войска напали на Советский Союз, и связь с Телзом прервалась. Позднее р. Элияу-Меир узнал, что большинство учеников и преподавателей ешивы погибли, освятив Имя Всевышнего, в концентрационном лагере возле Телза — в том числе, и его братья: глава ешивы р. Авраам-Ицхак и р. Залман (там же с. 42).

В 5702 /1942/ году р. Элияу-Меир воссоздал ешиву Телз в американском городе Кливленде, штат Огайо. В момент открытия в ешиве было лишь десять учеников: трое беженцев из Европы и семеро уроженцев США. В последующие годы количество студентов возросло до нескольких сотен, были открыты филиалы ешивы «Телз» в Нью-Йорке и Чикаго, а также колель для семейных знатоков Торы, семинар для подготовки преподавателей и т.д. (Тнуат амусар т.5, с.42;R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.140).

В последние годы жизни р. Блох был одним из руководителей американского отделения всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля).

Р. Элияу-Меир Блох умер в месяце тевет 5715 /1955/ года.

Во главе ешивы его сменил р. Мордехай Гифтер (см.), зять его брата, р. Залмана Блоха.

с разрешения издательства Швут Ами


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.