Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Цельность действий свидетельствует о цельности характера»Вавилонский Талмуд
Биография раввина

Раби Элияу-Меир бар Йосеф-Лейб Блох (ок.5655—5715 /ок.1895—1955/ гг.) — руководитель ешивы Телз в США.

Внук р. Элиэзера Гордона (см.), основавшего ешиву в литовском городе Телзе (Тельшае).

Изучал Тору под руководством отца, р. Йосефа-Лейба Блоха (см.), возглавившего ешиву Телза после смерти р. Гордона в 5670 /1910/ году.

Поселившись после женитьбы в прусском городе Мемеле (Клайпеде), рядом с семьей тестя, занимался мануфактурной торговлей.

На четвертый год жизни в Мемеле р. Элияу-Меир начал преуспевать — он собирался отправиться в Берлин, чтобы значительно расширить свое дело. Перед этой поездкой он посетил Телз и с радостью рассказал отцу о своих успехах. «Ну, а как твое духовное состояние?», — осторожно спросил отец. Р. Элияу-Меир, который и в этот период серьезно изучал Тору не менее четырех-пяти часов в день, все же честно признался, что главным содержанием его жизни стал бизнес. И тогда отец решительно заявил: если Тора стала второстепенным делом, а бизнес главным, — следует отказаться от коммерции и вернуться в Телз. Р. Элияу-Меир отменил поездку в Берлин и несколько дней спустя продал свое преуспевающее дело, сулившее ему серьезные барыши и большое богатство (Р. Дов Кац Тнуат амусар т.5, с.53—54).

В Телзе, вошедшем по итогам первой мировой войны в состав независимой Литовской республики, р. Элияу-Меир стал преподавать в хедере, а затем возглавил всю систему начального образования для мальчиков и для девочек, созданную при ешиве.

В 5690 /1930/ году, после смерти р. Йосефа-Лейба Блоха, во главе ешивы встал его старший сын р. Авраам-Ицхак Блох, а р. Элияу-Меир сделался одним из ведущих ее преподавателей.

В эти годы Телз был одним из мировых центров Торы: в ешиве занималось около пятисот студентов не только из Литвы и соседних европейских стран — Германии, Венгрии, Чехии, Польши, но и из США (там же с.35).

В 5700 /1940/ году, когда советские войска, захватившие Литву, изгнали студентов из ешивы и превратили ее в военный госпиталь, р. Элияу-Меир срочно выехал в США, чтобы подготовить перевод студентов в эту страну.

Тем временем германские войска напали на Советский Союз, и связь с Телзом прервалась. Позднее р. Элияу-Меир узнал, что большинство учеников и преподавателей ешивы погибли, освятив Имя Всевышнего, в концентрационном лагере возле Телза — в том числе, и его братья: глава ешивы р. Авраам-Ицхак и р. Залман (там же с. 42).

В 5702 /1942/ году р. Элияу-Меир воссоздал ешиву Телз в американском городе Кливленде, штат Огайо. В момент открытия в ешиве было лишь десять учеников: трое беженцев из Европы и семеро уроженцев США. В последующие годы количество студентов возросло до нескольких сотен, были открыты филиалы ешивы «Телз» в Нью-Йорке и Чикаго, а также колель для семейных знатоков Торы, семинар для подготовки преподавателей и т.д. (Тнуат амусар т.5, с.42;R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.140).

В последние годы жизни р. Блох был одним из руководителей американского отделения всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля).

Р. Элияу-Меир Блох умер в месяце тевет 5715 /1955/ года.

Во главе ешивы его сменил р. Мордехай Гифтер (см.), зять его брата, р. Залмана Блоха.

с разрешения издательства Швут Ами


Сегодня слово «содом» стало синонимом греха, разврата и морального разложения. Жители Сдома, Аморы и соседних городов настолько погрязли в своих грехах, что навлекли на себя большой гнев Всевышнего. Тора говорит, что Б-г «опрокинул» эти города. И если до катастрофы это место было одним из самых изобильных и благоприятных для жизни, то теперь даже озеро, которое образовалось в ходе катаклизма, называется Мертвым — как будто нам в назидание... Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?