Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Хесед, Катастрофа, Хасиды, Рав Александр Кац, КГБ
Раби Элиэзер-Зюша бар Исраэль-Авраам Португал (Скулянер Ребе; 5658—5742 /1897—1982/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.
Родился в первый день месяца хешван 5658 /1897/ года в прикарпатском городе Скуляны.
Изучал Тору под руководством отца, занимавшего пост раввина этого города.
В 5675 /1915/ году семнадцатилетний р. Элиэзер-Зюша сменил отца во главе общины.
В 5695 /1935/ году он возглавил крупную общину буковинского города Черновцов. Он создал в регионе сеть хедеров и ешив, благодаря которым многие дети из полуассимилированных семей возвратились к строгому соблюдению законов Торы.
В годы второй мировой войны он организовал широкомасштабную помощь беженцам из Польши.
После того как по итогам войны Черновцы были присоединены к СССР, Скулянер Ребе перебрался в Бухарест — столицу Румынии.
Он вывез с собой несколько сот еврейских сирот, выживших в Катастрофе, — сто пятьдесят из них он распределил по различным семьям, а двести воспитывались в его доме, как его собственные дети. Он старался постепенно переправлять подрастающих детей в харедимные общины Израиля и стран Запада (Энциклопедия левейт Исраэль т.17; R. Dovid Silber Noble lives 1, p.138—139).
После подавления советскими танками венгерской революции 5716 (1956) года, начались суровые репрессии и в соседней Румынии, также «зараженной» духом свободы и демократии. Проходили массовые аресты «неблагонадежных» — в том числе, и еврейских духовных лидеров.
В 5719 /1959/ году Скулянер Ребе и его единственный сын р. Исраэль-Авраам были схвачены по обвинению в шпионаже в пользу США и Израиля — им грозила смертная казнь.
В тюрьме Ребе был подвергнут жестоким пыткам и издевательствам. В международную компанию за его освобождение, инициированную р. Йоэлем Тейтельбоймом (Сатмарский Ребе; см.), оказался вовлечен даже президент США Дуайт Эйзенхауэр, а также Генеральный секретарь ООН, специально посетивший Бухарест ради выполнения этой миссии (R. Dovid Silber Noble lives 1, p.142—144).
Благодаря мощному дипломатическому прессингу, Скулянер Ребе и его сын были освобождены. В первый день месяца нисан 5720 /1960/ года они, покинув Румынию, отправились в США.
Немедленно по прибытии в Нью-Йорк, Ребе начал борьбу за освобождение еврейских узников, еще остававшихся в румынских тюрьмах и лагерях, — и во многих случаях ему удалось добиться успеха (там же p.139).
С годами вокруг Ребе сложилась цветущая хасидская община — одна из крупнейших в нью-йоркском районе Бруклин.
Во время своих многочисленных посещений Земли Израиля Скулянер Ребе создал разветвленную сеть школ, названную Хесед леАвраам (Благоволение Аврааму). В этих школах дети олим (новых репатриантов) могли приобщиться к традиционному еврейскому воспитанию.
Его вдохновенные молитвы, исходящие из самого сердца, наполняли души окружающих его хасидов трепетом перед Б-гом. Обладая исключительным музыкальным даром, Скулянер Ребе создал целый ряд духовных гимнов и хасидских нигунов (мелодий без слов), получивших широкое распространение (там же p.141).
Р. Элиэзер-Зюша Португал, Скулянер Ребе, умер в последний день месяца ав 5742 /1982/ года.
Его толкования Пятикнижия были собраны в книгу Ноам Элиэзер (Прелесть Элиэзера). В книге Кдушат Элиэзер (Святость Элиэзера) представлены его заметки по поводу праздника Ханука и его истории.
Во главе скулянского «двора» в Бруклине его сменил сын, р. Исраэль-Авраам.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»