Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Раби Элиэзер-Зюша бар Исраэль-Авраам Португал (Скулянер Ребе; 5658—5742 /1897—1982/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.

Родился в первый день месяца хешван 5658 /1897/ года в прикарпатском городе Скуляны.

Изучал Тору под руководством отца, занимавшего пост раввина этого города.

В 5675 /1915/ году семнадцатилетний р. Элиэзер-Зюша сменил отца во главе общины.

В 5695 /1935/ году он возглавил крупную общину буковинского города Черновцов. Он создал в регионе сеть хедеров и ешив, благодаря которым многие дети из полуассимилированных семей возвратились к строгому соблюдению законов Торы.

В годы второй мировой войны он организовал широкомасштабную помощь беженцам из Польши.

После того как по итогам войны Черновцы были присоединены к СССР, Скулянер Ребе перебрался в Бухарест — столицу Румынии.

Он вывез с собой несколько сот еврейских сирот, выживших в Катастрофе, — сто пятьдесят из них он распределил по различным семьям, а двести воспитывались в его доме, как его собственные дети. Он старался постепенно переправлять подрастающих детей в харедимные общины Израиля и стран Запада (Энциклопедия левейт Исраэль т.17; R. Dovid Silber Noble lives 1, p.138—139).

После подавления советскими танками венгерской революции 5716 (1956) года, начались суровые репрессии и в соседней Румынии, также «зараженной» духом свободы и демократии. Проходили массовые аресты «неблагонадежных» — в том числе, и еврейских духовных лидеров.

В 5719 /1959/ году Скулянер Ребе и его единственный сын р. Исраэль-Авраам были схвачены по обвинению в шпионаже в пользу США и Израиля — им грозила смертная казнь.

В тюрьме Ребе был подвергнут жестоким пыткам и издевательствам. В международную компанию за его освобождение, инициированную р. Йоэлем Тейтельбоймом (Сатмарский Ребе; см.), оказался вовлечен даже президент США Дуайт Эйзенхауэр, а также Генеральный секретарь ООН, специально посетивший Бухарест ради выполнения этой миссии (R. Dovid Silber Noble lives 1, p.142—144).

Благодаря мощному дипломатическому прессингу, Скулянер Ребе и его сын были освобождены. В первый день месяца нисан 5720 /1960/ года они, покинув Румынию, отправились в США.

Немедленно по прибытии в Нью-Йорк, Ребе начал борьбу за освобождение еврейских узников, еще остававшихся в румынских тюрьмах и лагерях, — и во многих случаях ему удалось добиться успеха (там же p.139).

С годами вокруг Ребе сложилась цветущая хасидская община — одна из крупнейших в нью-йоркском районе Бруклин.

Во время своих многочисленных посещений Земли Израиля Скулянер Ребе создал разветвленную сеть школ, названную Хесед леАвраам (Благоволение Аврааму). В этих школах дети олим (новых репатриантов) могли приобщиться к традиционному еврейскому воспитанию.

Его вдохновенные молитвы, исходящие из самого сердца, наполняли души окружающих его хасидов трепетом перед Б-гом. Обладая исключительным музыкальным даром, Скулянер Ребе создал целый ряд духовных гимнов и хасидских нигунов (мелодий без слов), получивших широкое распространение (там же p.141).

Р. Элиэзер-Зюша Португал, Скулянер Ребе, умер в последний день месяца ав 5742 /1982/ года.

Его толкования Пятикнижия были собраны в книгу Ноам Элиэзер (Прелесть Элиэзера). В книге Кдушат Элиэзер (Святость Элиэзера) представлены его заметки по поводу праздника Ханука и его истории.

Во главе скулянского «двора» в Бруклине его сменил сын, р. Исраэль-Авраам.

с разрешения издательства Швут Ами


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.