Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Америка, Ешива, Рав Александр Кац
Раби Яаков-Ицхак бар Йеуда-Лейб Алеви Рудерман (5661—5747 /1901—1987/) — руководитель балтиморской ешивы Нер Исраэль, один из духовных лидеров еврейских общин США.
Родился в литовском крае.
Учился в ешиве Слободки под руководством р. Натана-Цви Финкеля (Саба из Слободки; см.) и р. Моше-Мордехая Эпштейна (Левуш Мордехай; см.). Прославился как илуй (вундеркинд).
За шесть месяцев он успевал завершить очередной цикл изучения всего Талмуда (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.180).
В 5686 /1926/ году получил раввинское посвящение.
В 5691 /1931/ году эмигрировал в США, где начал преподавать в ешиве г. Кливленда, возглавляемой его тестем р. Шефтелем Крамером (см.).
В 5693 /1933/ году р. Рудерман основал ешиву в портовом городе Балтиморе, расположенном севернее Вашингтона.
Первоначально в ешиве, получившей название Нер Исраэль, занималось лишь пять студентов — однако с годами она стала одной из самых крупных и авторитетных в стране (там же).
В 5721 /1961/ году р. Рудерман открыл филиал ешивы в канадском городе Торонто.
К середине 5740-х /1980-х/ годов в балтиморской ешиве — включая подготовительное отделение и колель для семейных знатоков Торы — занималось около шестисот человек (там же).
Р. Рудерман был одним из руководителей просветительской организации Тора умесора (Тора и традиция), а также членом Моэцет гдолей Тора (Совета выдающихся знатоков Торы), стоящего во главе американского отделения всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля).
Его перу принадлежит книга Аводат Алеви (Служение Левита), содержащая аналитические заметки к кодексу Рамбама (см.) Мишнэ Тора (Повторение Торы).
Р. Яаков-Ицхак Рудерман умер в Балтиморе в 5747 /1987/ году.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»