Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Мудрец и праведник, раби Ехезкель Алеви Ланда (Ландау), 1713—1793, автор известного труда «Нода бе-Йеуда». Наряду с раввинами раби Яаковом Эмденом и раби Йонатаном Эйбешюцем, считается крупнейшим авторитетом Европы 18 века. Необычайные способности в учебе проявил уже с юных лет. В возрасте 20 лет стал судьей (даяном) в Бродах, городе, о котором современники говорили, что он «полон мудрецами, как гранат зернами». Затем был раввином в Ямполе (Подолия), а с 1755 года и до конца жизни занимал пост главного раввина Праги, где основал ешиву, привлекавшую молодых людей со всех стран. Известен как большой противник идей реформизма. В то же время отстаивал необходимость полного подчинения законам государства, в котором живут евреи, если эти законы не идут вразрез с положениями Торы.

Из его высказываний наиболее известно следующее: «В Талмуде

написано: “Любой ученый (талмид-хахам), не обладающий знанием, хуже чем ничто”. (Написано резче: хуже чем невэла; см. словарь.) Здесь говорится не об обычном знании, а о знании Всевышнего. Читай: любой ученый, не обладающий знанием Всевышнего (страхом совершить грех), хуже чем ничто. Ибо знание о том, что в мире существуют мерзкие вещи, приводит к тому, что люди держатся от них подальше. Но опасен тот ученый, на устах которого Тора, а в сердце нет страха перед грехом, потому что никто его не остерегается и может попасть в его злокозненные сети».

Из эпизодов его жизни приведем следующий случай. Один благочестивый человек, разорившись, пришел к нему просить ссуду. Рав спросил, о какой сумме идет речь. Оказалось о трех тысячах гульденов. Рав тут же открыл ларец, куда откладывал деньги на свадьбу дочери. За месяц до свадьбы жена рава с ужасом обнаружила ларец пустым, на что рав, рассказав всю историю, заметил, что благочестие того человека является для него полной гарантией. В тот же вечер на его имя пришло письмо издалека по поводу очень запутанного вопроса по наследству. Рав ответил. И вдруг через месяц получил с нарочным три тысячи монет: так оценили довольные наследники его участие в их деле. Эта история приведена в его книге.


Гора Синай — гора, на которой Б-г даровал Тору еврейскому народу. Это событие часто называют «Синайским откровением». В Торе гора также называется вторым именем — Хорев. Во время дарования Торы у горы Синай еврейский народ ощущал мощнейшее по силе и глубине раскрытие Всевышнего Читать дальше

Мидраш рассказывает. Недельная глава Итро

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Кому можно доверять? Итро

Рав Бенцион Зильбер

Недельная глава «Итро». Что такое самоотверженность?

Рав Бенцион Зильбер

«И услышал Итро… тесть Моше…» обо всем, что Б-г сделал для евреев в Египте, и об исходе евреев из Египта, и пришел в Синайскую пустыню к зятю вместе с дочерью, женой Моше,и внуками — детьми Моше. По совету Итро Моше выбирает мудрых и праведных людей из народа Израиля и назначает их руководителями над определенными группами евреев: тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. Моше учит их законам Всевышнего, а они, в соответствии с этими законами, разбирают и решают все дела и проблемы в своих группах. На третий месяц по исходе из Египта евреи пришли к горе Синай. Моше передает народу слова Всевышнего: «Если вы будете слушаться Моего голоса и соблюдать Мой завет,.. вы будете у Меня царством священнослужителей и народом святым» (Шмот, 19:5—6). Народ отвечал, что исполнит все слова Всевышнего. Два дня евреи готовятся к принятию Торы, а на третий день Г-сподь является всему народу на горе Синай. Происходит величайшее событие в истории евреев и всего человечества — получение Торы.