Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всякий, кто нуждается в милостыне и не сможет выжить, если не будет ее принимать, как, например, старик или больной, но из гордости отказывается это делать — такой человек является убийцей и должен будет отвечать за убийство, и все его страдание — грех и преступление.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Биография лидера бобовских хасидов

Раби Шломо бар Бен-Цион Хальберштам из Бобова (Бобовер Ребе; 5668—5760 /1908—2000/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.

Праправнук духовного лидера хасидского движения в Галиции р. Хаима Хальберштама из Цанза (Диврей Хаим; см.).

В 5652 /1892/ году его дед, р. Шломо Хальберштам, основал хасидский «двор» в городке Бобове, на востоке Галиции.

Изучал Тору под руководством отца, р. Бен-Циона из Бобова, возглавлявшего общину с 5666 /1906/ года.

Незадолго до второй мировой войны р. Шломо стал раввином Бобова, заменив отца, переехавшего в г. Чебин. С началом военных действий dон вместе с отцом обрел временное убежище во Львове.

Его отец погиб, освятив Имя Б-га, четвертого ава 5701 /1941/ года от рук нацистов, заставивших его перед смертью вырыть себе могилу (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.212).

Р. Шломо был переведен в трудовой лагерь Бохня, южнее Кракова, — здесь он потерял жену и двоих детей. С единственным уцелевшим сыном Нафтали ему удалось перебраться в Будапешт, а затем — в Бухарест, где евреи находились до конца войны в относительной безопасности.

В этот период он, рискуя собственной жизнью, помогал многим другим евреям бежать из районов, оккупированных нацистами (R. Dovid Silber Noble lives 1, p.240-241).

В первые месяцы после завершения войны р. Шломо поселился в портовом городке Бари, на юго-восточном побережье Италии, — он принял на себя временное попечение о большой группе уцелевших в годы Катастрофы сирот.

В 5706 /1946/ году он эмигрировал в США.

Первоначально он не мог собрать миньян для молитвы, однако с течением времени вокруг него сложилась цветущая хасидская община — самая крупная в нью-йоркском районе Боро Парк (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.212).

Позднее Бобовер Ребе основал общину и на Земле Израиля — в приморском городе Бат Яме.

Р. Шломо акцентировал внимание своих хасидов на трех аспектах служения, которые считал основными: на делах милосердия, на выполнении заповедей в радости и на чистоте еврейского воспитания. Он создал разветвленную сеть ешив, хедеров и школ для девочек, раскинувшуюся как в США, так и в Земле Израиля (там же).

Р. Шломо Хальберштам, Бобовер Ребе, умер в первый день месяца ав 5760 /2000/ года — в возрасте девяносто двух лет.

Во главе нью-йоркского «двора» его сменил сын р. Нафтали из Бобова.

с разрешения издательства Швут Ами


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.