Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Раби Натан-Меир бар Моше-Йом-Тов Вахтфогель (5670-5759 /1910-1999/ гг.) — один из духовных лидеров движения Мусар в США.

Родился в литовском городке Куле. Его отец, раввин этого городка, был учеником р. Натана-Цви Финкеля (Саба из Слободки; см.) и р. Исера-Залмана Мельцера (см.).

Когда Натану-Меиру было пятнадцать лет, семья эмигрировала в Канаду, где его отец стал раввином г. Монреаля.

Занимался в одной из первых ешив Нью-Йорка — Метивта раби Ицхак-Эльханан (Ешиве имени р. Ицхака-Эльханана Спектора /см./), позднее преобразованной в Ешива-Юниверсити (Ешиву-Университет).

Около 5690 /1930/ года отправился учиться в ешиву белорусского городка Мира — он был одним из первых юношей из Америки, продолживших свое образование в ешивах Восточной Европы. В Мире он стал одним из ближайших учеников прославленного машгиаха ешивы р. Йерухама Лейвовича (Даат Тора; см.).

Летом 5697 /1937/ года, после смерти своего наставника, решил вернуться в Америку. Перед отъездом он получил раввинское посвящение от таких корифеев Торы, как р. Шимон Шкоп (см.), возглавлявший ешиву в г. Гродно и р. Барух-Бер Лейбович (см.), возглавлявший ешиву в г. Каменеце.

По возвращении в Нью-Йорк, р. Вахтфогель встретил там одного из духовных лидеров польского еврейства р. Эльханана-Бунима Вассермана (см.). Р. Вахтфогель посетовал, что не видит возможности для своего духовного роста в прагматичной Америке, где «над судьбами людей властвует только доллар». И тогда р. Вассерман посоветовал ему отправиться в литовский городок Кельм — в знаменитую ешиву Мусара. Получив совет главы поколения, р. Вахтфогель купил билет на ближайший трансатлантический рейс и вернулся в Европу, так и не посетив Канады, несмотря на то, что он не виделся с родителями в течение семи предыдущих лет, — в этом он последовал примеру р. Акивы, который, вернувшись в Йерушалаим после двенадцати лет обучения в ешиве, тут же отправился обратно еще на двенадцать лет, даже не навестив своего дома и не поздоровавшись с женой и детьми (R. Dovid Silber Noble lives 2, p.138).

В самом начале 5698 /1937/ года он прибыл в Кельм, где стал одним из ближайших учеников руководителя ешивы р. Даниэля Мовшовеца (см.).

С началом второй мировой войны большинство иностранных студентов поспешили покинуть Восточную Европу — однако р. Вахтфогель занимался в Кельме и после того, как летом 5700 /1940/ года советские войска оккупировали Литву. Лишь в самый последний момент он сумел покинуть Советский Союз по маршруту, проторенному ешивой г. Мира, — по транссибирской магистрали до Владивостока, а затем — в Японию (там же p.139—140).

Позднее он через Австралию добрался до Монреаля, а в дальнейшем обосновался в нью-йоркском районе Бруклин, где собралась община знатоков Торы, бежавших из Восточной Европы.

Вскоре р. Вахтфогель стал машгиахом (духовным руководителем) в ешиве Бейт-Мидраш Гавоа (Высший дом учения), основанной весной 5703 /1943/ года р. Аароном Котлером (см.) в г. Лейквуде, штат Нью-Джерси.

Р. Вахтфогель стремился возродить в ешиве духовную атмосферу знаменитых центров Мусара — Кельма, Слободки и Мира. Начав занятия с беженцами из Восточной Европы, руководители ешивы сумели постепенно привлечь и множество юношей, родившихся в США. К концу 5710-х /1950-х/ годов лейквудская ешива стала самой крупной в Америке — в ней обучалось уже около двухсот пятидесяти студентов (Энциклопедия левейт Исраэль, т.18).

По мнению аналитиков, именно успешное развитие ешивы в Лейквуде стало поворотным пунктом в истории американского еврейства. В последующие десятилетия ее выпускники создали по всей стране еще десятки ешив, прототипом которых стала лейквудская ешива, — мир «литовских ешив», уничтоженный нацистами в Восточной Европе, возродился по другую сторону океана, и, как следствие этого, началось массовое возвращение евреев США к аутентичному иудаизму отцов и дедов (R. Dovid Silber Noble lives 2, p.137; R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.203).

В последний период жизни р. Вахтфогель создал во многих городах Северной Америки сеть, состоящую из десятков колелей — высших талмудических академий для семейных знатоков Торы.

Р. Натан-Меир Вахтфогель умер второго кислева 5759 /1999/ года — на девяностом году жизни.

с разрешения издательства «Швут Ами»


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»