Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Почему пальцы похожи на колышки? Чтобы человек, услышав что-то недостойное, заткнул бы ими уши»Талмуд Ктубот 5
Биография раввина

Раби Натан-Меир бар Моше-Йом-Тов Вахтфогель (5670-5759 /1910-1999/ гг.) — один из духовных лидеров движения Мусар в США.

Родился в литовском городке Куле. Его отец, раввин этого городка, был учеником р. Натана-Цви Финкеля (Саба из Слободки; см.) и р. Исера-Залмана Мельцера (см.).

Когда Натану-Меиру было пятнадцать лет, семья эмигрировала в Канаду, где его отец стал раввином г. Монреаля.

Занимался в одной из первых ешив Нью-Йорка — Метивта раби Ицхак-Эльханан (Ешиве имени р. Ицхака-Эльханана Спектора /см./), позднее преобразованной в Ешива-Юниверсити (Ешиву-Университет).

Около 5690 /1930/ года отправился учиться в ешиву белорусского городка Мира — он был одним из первых юношей из Америки, продолживших свое образование в ешивах Восточной Европы. В Мире он стал одним из ближайших учеников прославленного машгиаха ешивы р. Йерухама Лейвовича (Даат Тора; см.).

Летом 5697 /1937/ года, после смерти своего наставника, решил вернуться в Америку. Перед отъездом он получил раввинское посвящение от таких корифеев Торы, как р. Шимон Шкоп (см.), возглавлявший ешиву в г. Гродно и р. Барух-Бер Лейбович (см.), возглавлявший ешиву в г. Каменеце.

По возвращении в Нью-Йорк, р. Вахтфогель встретил там одного из духовных лидеров польского еврейства р. Эльханана-Бунима Вассермана (см.). Р. Вахтфогель посетовал, что не видит возможности для своего духовного роста в прагматичной Америке, где «над судьбами людей властвует только доллар». И тогда р. Вассерман посоветовал ему отправиться в литовский городок Кельм — в знаменитую ешиву Мусара. Получив совет главы поколения, р. Вахтфогель купил билет на ближайший трансатлантический рейс и вернулся в Европу, так и не посетив Канады, несмотря на то, что он не виделся с родителями в течение семи предыдущих лет, — в этом он последовал примеру р. Акивы, который, вернувшись в Йерушалаим после двенадцати лет обучения в ешиве, тут же отправился обратно еще на двенадцать лет, даже не навестив своего дома и не поздоровавшись с женой и детьми (R. Dovid Silber Noble lives 2, p.138).

В самом начале 5698 /1937/ года он прибыл в Кельм, где стал одним из ближайших учеников руководителя ешивы р. Даниэля Мовшовеца (см.).

С началом второй мировой войны большинство иностранных студентов поспешили покинуть Восточную Европу — однако р. Вахтфогель занимался в Кельме и после того, как летом 5700 /1940/ года советские войска оккупировали Литву. Лишь в самый последний момент он сумел покинуть Советский Союз по маршруту, проторенному ешивой г. Мира, — по транссибирской магистрали до Владивостока, а затем — в Японию (там же p.139—140).

Позднее он через Австралию добрался до Монреаля, а в дальнейшем обосновался в нью-йоркском районе Бруклин, где собралась община знатоков Торы, бежавших из Восточной Европы.

Вскоре р. Вахтфогель стал машгиахом (духовным руководителем) в ешиве Бейт-Мидраш Гавоа (Высший дом учения), основанной весной 5703 /1943/ года р. Аароном Котлером (см.) в г. Лейквуде, штат Нью-Джерси.

Р. Вахтфогель стремился возродить в ешиве духовную атмосферу знаменитых центров Мусара — Кельма, Слободки и Мира. Начав занятия с беженцами из Восточной Европы, руководители ешивы сумели постепенно привлечь и множество юношей, родившихся в США. К концу 5710-х /1950-х/ годов лейквудская ешива стала самой крупной в Америке — в ней обучалось уже около двухсот пятидесяти студентов (Энциклопедия левейт Исраэль, т.18).

По мнению аналитиков, именно успешное развитие ешивы в Лейквуде стало поворотным пунктом в истории американского еврейства. В последующие десятилетия ее выпускники создали по всей стране еще десятки ешив, прототипом которых стала лейквудская ешива, — мир «литовских ешив», уничтоженный нацистами в Восточной Европе, возродился по другую сторону океана, и, как следствие этого, началось массовое возвращение евреев США к аутентичному иудаизму отцов и дедов (R. Dovid Silber Noble lives 2, p.137; R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.203).

В последний период жизни р. Вахтфогель создал во многих городах Северной Америки сеть, состоящую из десятков колелей — высших талмудических академий для семейных знатоков Торы.

Р. Натан-Меир Вахтфогель умер второго кислева 5759 /1999/ года — на девяностом году жизни.

с разрешения издательства «Швут Ами»


Недельные главы Торы, которые начинают читать в эти дни, полностью связаны с постройкой Мишкана — переносного Храма, о котором написана эта статья. Мишкан служил местом сильнейшего раскрытия Божественного Присутствия, которое не оставляло сынов Израиля во время их сорокалетних странствий по пустыне. Читать дальше