Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Говоря о том, что Тора призывает человека бояться и любить Творца, раби Арье-Лейб из Гур добавляет: Умение бояться — качество человека, но способность к любви — это подарок Всевышнего»Раби Арье-Лейб из Гур
Биография раввина

Раби Йехиэль-Яаков Вайнберг (Сридей эш; 5646—5726 /1885—1966/ гг.) — выдающийся законоучитель.

Родился в литовском крае.

Был одним из ближайших учеников р. Натана-Цви Финкеля (Саба из Слободки; см.) в ешиве Кнессет Исраэль, расположенной в пригороде Ковно (Каунаса), Слободке. Занимался также в ешиве г. Мира.

После завершения первой мировой войны обосновался в Берлине, где получил академическую степень доктора за свои исследования по истории еврейского религиозного законодательства.

Опубликовал целый ряд статей на немецком языке и иврите, посвященных истории движения Мусар.

Возглавлял берлинский Семинар для подготовки раввинов, и многие его ученики стали руководителями крупных общин Западной и Центральной Европы.

В 5699 /1938/ году, после погрома «Хрустальной ночи» этот семинар был закрыт. С началом второй мировой войны р. Вайнберг бежал в Варшаву, а после того, как нацисты оккупировали город, он был заключен в гетто.

Р. Вайнберг был избран наси (председателем) Агудат арабаним (Объединения раввинов), созданного в гетто.

Он даже подготовил к изданию алахический сборник, в котором участвовали ведущие раввины гетто — р. Менахем Земба (см.), р. Арье-Цви Фрумер (см.) и др. Однако удалось выпустить в свет всего один экземпляр, который позднее погиб в огне (Бесетер раам с.110-111).

В течение некоторого периода, до лета 5701 /1941/ года, р. Вайнберг возглавлял также благотворительный комитет, распределявший между жителями гетто одежду и продукты питания, присылаемые евреями из «свободного мира».

Позднее р. Вайнбергу удалось покинуть гетто и достигнуть нейтральной Швейцарии. Он поселился в г. Монтрё, где основал ешиву.

В послевоенные годы он приобрел статус одного из самых авторитетных законоучителей — множество раввинов из других общин обращались к нему за решением спорных вопросов.

В 5721 /1961/ году р. Вайнберг выпустил в иерусалимском издательстве сборник своих алахических респонсов, названный Сридей эш (Уцелевшее в огне).

Этот сборник он назвал в память о своих рукописных произведениях, погибших в огне войны и так и не увидевших свет печати (Бесетер раам с.106).

Его книга широко изучается — она стала одним из важнейших источников для установления практической алахи.

Р. Йехиэль-Яаков Вайнберг умер в 5726 /1966/ году в Монтрё. Похоронен в Йерушалаиме.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.