Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Веселье без разумной причины — распущенность»Раби Дов-Бер из Межерич
Биография раввина

Раби Йехиэль-Яаков Вайнберг (Сридей эш; 5646—5726 /1885—1966/ гг.) — выдающийся законоучитель.

Родился в литовском крае.

Был одним из ближайших учеников р. Натана-Цви Финкеля (Саба из Слободки; см.) в ешиве Кнессет Исраэль, расположенной в пригороде Ковно (Каунаса), Слободке. Занимался также в ешиве г. Мира.

После завершения первой мировой войны обосновался в Берлине, где получил академическую степень доктора за свои исследования по истории еврейского религиозного законодательства.

Опубликовал целый ряд статей на немецком языке и иврите, посвященных истории движения Мусар.

Возглавлял берлинский Семинар для подготовки раввинов, и многие его ученики стали руководителями крупных общин Западной и Центральной Европы.

В 5699 /1938/ году, после погрома «Хрустальной ночи» этот семинар был закрыт. С началом второй мировой войны р. Вайнберг бежал в Варшаву, а после того, как нацисты оккупировали город, он был заключен в гетто.

Р. Вайнберг был избран наси (председателем) Агудат арабаним (Объединения раввинов), созданного в гетто.

Он даже подготовил к изданию алахический сборник, в котором участвовали ведущие раввины гетто — р. Менахем Земба (см.), р. Арье-Цви Фрумер (см.) и др. Однако удалось выпустить в свет всего один экземпляр, который позднее погиб в огне (Бесетер раам с.110-111).

В течение некоторого периода, до лета 5701 /1941/ года, р. Вайнберг возглавлял также благотворительный комитет, распределявший между жителями гетто одежду и продукты питания, присылаемые евреями из «свободного мира».

Позднее р. Вайнбергу удалось покинуть гетто и достигнуть нейтральной Швейцарии. Он поселился в г. Монтрё, где основал ешиву.

В послевоенные годы он приобрел статус одного из самых авторитетных законоучителей — множество раввинов из других общин обращались к нему за решением спорных вопросов.

В 5721 /1961/ году р. Вайнберг выпустил в иерусалимском издательстве сборник своих алахических респонсов, названный Сридей эш (Уцелевшее в огне).

Этот сборник он назвал в память о своих рукописных произведениях, погибших в огне войны и так и не увидевших свет печати (Бесетер раам с.106).

Его книга широко изучается — она стала одним из важнейших источников для установления практической алахи.

Р. Йехиэль-Яаков Вайнберг умер в 5726 /1966/ году в Монтрё. Похоронен в Йерушалаиме.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Письменная Тора — тексты священных писаний. Разберемся, что входит в Письменную Тору, кроме Пятикнижия Моисея (Хумаша). Читать дальше

Танах

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

История еврейского народа 55. Караимский раскол

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Караимы, как и их предшественники цадуким (садукеи), открыто выступили против Устной Торы и традиции, передаваемой мудрецами.

От Синая до наших дней. История передачи устной Торы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Откуда мы знаем о Синайском Откровении?

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.