Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Раби Мордехай бар Исраэль Гифтер (5676—5761 /1916—2001/ гг.) — руководитель ешивы Телз (Кливленд), один из духовных лидеров еврейской общины США.

Родился в г. Портсмуте, штат Виргиния.

В дальнейшем семья жила в Ричмонде и Балтиморе, но и в этих городах не было условий для серьезного еврейского воспитания (R. Dovid Silber Noble lives 2, p. 244).

Родители отправили его учиться в Нью-Йорк, где он поступил в одну из первых американских ешив — Метивта раби Ицхак-Эльханан (Ешиву имени р. Ицхака-Эльханана Спектора ).

Среди его товарищей по учебе был р. Натан-Меир Вахтфогель, ставший впоследствии духовным лидером движения Мусар в США.

Когда Мордехаю исполнилось шестнадцать лет, родители направили его для продолжения учебы в Литву — в ешиву г. Телза (Тельшая).

В 5690-е /1930-е/ годы Телз был одним из мировых центров изучения Торы: в ешиве занималось около пятисот студентов из многих европейских стран и Америки. В этот период ешиву возглавляли сыновья р. Йосефа-Лейба Блоха, создавшего ее славу, — старший сын р. Авраам-Ицхак Блох был руководителем всего созданного при ешиве учебного комплекса, р. Элияу-Меир — ведущим преподавателем (рош-ешива), а р. Залман — административным директором. Проучившись в ешиве около шести лет, Мордехай стал женихом дочери р. Залмана (Р. Дов Кац, Тнуат амусар т.5, с.35; R. Dovid Silber Noble lives 2, p. 244—245).

В течение некоторого времени после помолвки он занимался в Бриске (Брест-Литовске) под руководством раввина этого города р. Ицхака-Зеева Соловейчика (р. Велвел).

Незадолго до свадьбы, которая должна была состояться в Телзе, Мордехай отправился в США, чтобы навестить родителей. Тем временем началась вторая мировая война, и советские войска оккупировали Литву. С большим трудом ему удалось вызволить невесту из Литвы в США, где в 5700 /1940/ году и состоялась хупа (R. Dovid Silber Noble lives 2, p. 245).

После женитьбы р. Гифтер занял пост раввина в г. Уотербери, штат Коннектикут.

Когда их первенцу исполнилось три года, молодая семья перебралась в г. Кливленд, штат Огайо, где р. Гифтер стал преподавателем в ешиве Телз, воссозданной в 5702 /1942/ году р. Элияу-Меиром Блохом.

В начале в ешиве занималось всего десять учеников, однако с годами число студентов возросло до нескольких сотен. При ешиве был создан колель для семейных знатоков Торы, а также семинар для подготовки преподавателей (Тнуат амусар т.5,с.42; R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.140).

С середины 5710-х /1950-х/ годов, после смерти р. Элияу-Меира Блоха, р. Гифтер встал во главе ешивы.

Он был первым руководителем ешивы — уроженцем США (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.140).

По его инициативе было создано множество филиалов ешивы в различных городах Северной Америки, а также отделение на Земле Израиля — в городке, получившем название Telz-Stone (Телзстоун), возле Йерушалаима.

Р. Мордехай Гифтер умер двадцать третьего тевета 5761 /2001/ года.

Многие из его выпускников занимают ключевые позиции в крупнейших общинах и ешивах по всему еврейскому миру.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»