Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Раби Мордехай бар Исраэль Гифтер (5676—5761 /1916—2001/ гг.) — руководитель ешивы Телз (Кливленд), один из духовных лидеров еврейской общины США.

Родился в г. Портсмуте, штат Виргиния.

В дальнейшем семья жила в Ричмонде и Балтиморе, но и в этих городах не было условий для серьезного еврейского воспитания (R. Dovid Silber Noble lives 2, p. 244).

Родители отправили его учиться в Нью-Йорк, где он поступил в одну из первых американских ешив — Метивта раби Ицхак-Эльханан (Ешиву имени р. Ицхака-Эльханана Спектора ).

Среди его товарищей по учебе был р. Натан-Меир Вахтфогель, ставший впоследствии духовным лидером движения Мусар в США.

Когда Мордехаю исполнилось шестнадцать лет, родители направили его для продолжения учебы в Литву — в ешиву г. Телза (Тельшая).

В 5690-е /1930-е/ годы Телз был одним из мировых центров изучения Торы: в ешиве занималось около пятисот студентов из многих европейских стран и Америки. В этот период ешиву возглавляли сыновья р. Йосефа-Лейба Блоха, создавшего ее славу, — старший сын р. Авраам-Ицхак Блох был руководителем всего созданного при ешиве учебного комплекса, р. Элияу-Меир — ведущим преподавателем (рош-ешива), а р. Залман — административным директором. Проучившись в ешиве около шести лет, Мордехай стал женихом дочери р. Залмана (Р. Дов Кац, Тнуат амусар т.5, с.35; R. Dovid Silber Noble lives 2, p. 244—245).

В течение некоторого времени после помолвки он занимался в Бриске (Брест-Литовске) под руководством раввина этого города р. Ицхака-Зеева Соловейчика (р. Велвел).

Незадолго до свадьбы, которая должна была состояться в Телзе, Мордехай отправился в США, чтобы навестить родителей. Тем временем началась вторая мировая война, и советские войска оккупировали Литву. С большим трудом ему удалось вызволить невесту из Литвы в США, где в 5700 /1940/ году и состоялась хупа (R. Dovid Silber Noble lives 2, p. 245).

После женитьбы р. Гифтер занял пост раввина в г. Уотербери, штат Коннектикут.

Когда их первенцу исполнилось три года, молодая семья перебралась в г. Кливленд, штат Огайо, где р. Гифтер стал преподавателем в ешиве Телз, воссозданной в 5702 /1942/ году р. Элияу-Меиром Блохом.

В начале в ешиве занималось всего десять учеников, однако с годами число студентов возросло до нескольких сотен. При ешиве был создан колель для семейных знатоков Торы, а также семинар для подготовки преподавателей (Тнуат амусар т.5,с.42; R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.140).

С середины 5710-х /1950-х/ годов, после смерти р. Элияу-Меира Блоха, р. Гифтер встал во главе ешивы.

Он был первым руководителем ешивы — уроженцем США (R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.140).

По его инициативе было создано множество филиалов ешивы в различных городах Северной Америки, а также отделение на Земле Израиля — в городке, получившем название Telz-Stone (Телзстоун), возле Йерушалаима.

Р. Мордехай Гифтер умер двадцать третьего тевета 5761 /2001/ года.

Многие из его выпускников занимают ключевые позиции в крупнейших общинах и ешивах по всему еврейскому миру.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Раби Йоханан бен Заккай

Рав Цви Вассерман

Раби Йоханан бен Заккай прожил 120 лет. Сорок лет он занимался торговыми делами, сорок лет учился и сорок лет обучал других. Ни разу за всю свою жизнь не вел он пустого разговора, четырех локтей не про­шел без учения... При встрече он первый приветствовал каждого, даже иноплеменника.

Смысл дня 17 Тамуза

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пять трагических событий произошли 17-го Тамуза