Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Чтобы уметь разговаривать — научись молчать»Раби Менахем-Мендель из Ворки
Краткая биография раби Ицхака-Айзика Красильщикова, известного как "гаон из Полтавы"

Раби Ицхак-Айзик бар Дов-Бер Красильщиков (Гаон из Полтавы; умер в 5725 /1965/ гг.) — выдающийся комментатор Иерусалимского Талмуда.

В 5680-е /1920-е/ годы был последним раввином украинского города Полтавы. В мире Торы прославился под именем «Гаон из Полтавы».

В 5686 /1926/ году издал первую часть своей книги Твуна (Разум), содержащей хидушим (аналитические записки) к кодексу Рамбама (см.) Мишнэ Тора (Повторение Торы).

Это была последняя книга по еврейскому законодательству, вышедшая при советской власти, — до «перестройки».

После второй мировой войны жил в Москве. В 5712 /1952/ — 5725 /1965/ годах написал комментарий на два раздела Иерусалимского Талмуда — Зераим (Посевы) и Моэд (Праздники).

Он работал над комментарием в глубокой тайне, не имея никаких книг, кроме самого Талмуда (Р. Ицхак Зильбер Чтобы ты остался евреем, с.337).

Труд, написанию которого р. Красильщиков посвятил всю свою жизнь, увидел свет благодаря удивительному «стечению обстоятельств». За час до смерти, когда р. Красильщиков находился в одной из московских клиник, его навестил, выполняя заповедь бикур холим (посещения больных), приехавший из США раввин Цви Бронштейн. Умирающий рассказал посетителю о своей работе и передал ему лежавшую под подушкой рукопись второй части книги Твуна, а также объяснил, где спрятаны комментарии на Талмуд. Он взял р. Бронштейна за руку и шепотом попросил: «Найди мои рукописи и издай», — и гость обещал (там же с.338).

Р. Ицхак-Айзик Красильщиков, Гаон из Полтавы, умер десятого ияра 5725 /1965/ года.

Впоследствии оказалось, что рукописи спрятаны в зоне, закрытой для иностранцев, а затем р. Бронштейну запретили дальнейшее пребывание в СССР. Ему пришлось прибегнуть к помощи различных посредников и посыльных, и в, конце концов, большинство рукописей удалось вызволить.

В 5736 /1976/ году в одном из иерусалимских издательств вышла в свет вторая часть книги Твуна.

В 5742 /1982/ году р. Бронштейн приступил к изданию семитомного комментария на Иерусалимский Талмуд, получившего название Толдот Ицхак (Потомство Ицхака). Предисловие к этому изданию написали такие выдающиеся духовные лидеры поколения, как р. Моше Файнштейн (Игрот Моше; см.), р. Шломо-Залман Ойербах (см.) и р. Йосеф-Шалом Эльяшив.

В своем предисловии р. Эльяшив отмечал: «…В советском Геиноме, под гнетом врагов, воевавших с Торой, …автор создал комментарий, вызывающий восхищение величием и силой духа».

«На Иерушлами (Иерусалимский Талмуд) не было удобных, легких комментариев, и до сих пор современники редко его изучали, — писал р. Ицхак Зильбер, оценивая вклад Гаона из Полтавы. — Рав Красильщиков выполнил работу, какой до него в мире не было. …Теперь Иерушалми можно учить — благодаря Красильщикову!» (Р. Ицхак Зильбер Чтобы ты остался евреем, с.337).

С разрешения издательства «Швут Ами»


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре