Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Краткая биография раби Ицхака-Айзика Красильщикова, известного как "гаон из Полтавы"

Раби Ицхак-Айзик бар Дов-Бер Красильщиков (Гаон из Полтавы; умер в 5725 /1965/ гг.) — выдающийся комментатор Иерусалимского Талмуда.

В 5680-е /1920-е/ годы был последним раввином украинского города Полтавы. В мире Торы прославился под именем «Гаон из Полтавы».

В 5686 /1926/ году издал первую часть своей книги Твуна (Разум), содержащей хидушим (аналитические записки) к кодексу Рамбама (см.) Мишнэ Тора (Повторение Торы).

Это была последняя книга по еврейскому законодательству, вышедшая при советской власти, — до «перестройки».

После второй мировой войны жил в Москве. В 5712 /1952/ — 5725 /1965/ годах написал комментарий на два раздела Иерусалимского Талмуда — Зераим (Посевы) и Моэд (Праздники).

Он работал над комментарием в глубокой тайне, не имея никаких книг, кроме самого Талмуда (Р. Ицхак Зильбер Чтобы ты остался евреем, с.337).

Труд, написанию которого р. Красильщиков посвятил всю свою жизнь, увидел свет благодаря удивительному «стечению обстоятельств». За час до смерти, когда р. Красильщиков находился в одной из московских клиник, его навестил, выполняя заповедь бикур холим (посещения больных), приехавший из США раввин Цви Бронштейн. Умирающий рассказал посетителю о своей работе и передал ему лежавшую под подушкой рукопись второй части книги Твуна, а также объяснил, где спрятаны комментарии на Талмуд. Он взял р. Бронштейна за руку и шепотом попросил: «Найди мои рукописи и издай», — и гость обещал (там же с.338).

Р. Ицхак-Айзик Красильщиков, Гаон из Полтавы, умер десятого ияра 5725 /1965/ года.

Впоследствии оказалось, что рукописи спрятаны в зоне, закрытой для иностранцев, а затем р. Бронштейну запретили дальнейшее пребывание в СССР. Ему пришлось прибегнуть к помощи различных посредников и посыльных, и в, конце концов, большинство рукописей удалось вызволить.

В 5736 /1976/ году в одном из иерусалимских издательств вышла в свет вторая часть книги Твуна.

В 5742 /1982/ году р. Бронштейн приступил к изданию семитомного комментария на Иерусалимский Талмуд, получившего название Толдот Ицхак (Потомство Ицхака). Предисловие к этому изданию написали такие выдающиеся духовные лидеры поколения, как р. Моше Файнштейн (Игрот Моше; см.), р. Шломо-Залман Ойербах (см.) и р. Йосеф-Шалом Эльяшив.

В своем предисловии р. Эльяшив отмечал: «…В советском Геиноме, под гнетом врагов, воевавших с Торой, …автор создал комментарий, вызывающий восхищение величием и силой духа».

«На Иерушлами (Иерусалимский Талмуд) не было удобных, легких комментариев, и до сих пор современники редко его изучали, — писал р. Ицхак Зильбер, оценивая вклад Гаона из Полтавы. — Рав Красильщиков выполнил работу, какой до него в мире не было. …Теперь Иерушалми можно учить — благодаря Красильщикову!» (Р. Ицхак Зильбер Чтобы ты остался евреем, с.337).

С разрешения издательства «Швут Ами»


Шавуот — праздник дарования Торы. Еврейская традиция отмечает тот факт, что исход из Египта (который мы празднуем в Песах) был не самоцелью, а лишь подготовкой к получению Торы на горе Синай. Читать дальше

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»

Законы праздника

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?

Самоотверженность во имя Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Накануне праздника Шавуот, Дня дарования Торы, уместно вспомнить, что наши мудрецы настойчиво подчеркивают одну мысль: не на Синае мы получили ее и не шестого числа месяца сиван. Каждый еврей получает ее ежедневно , когда учит, и везде , где готов пожертвовать ради нее жизнью.

Бедствия при невыполнении шмиты и йовеля

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель

Исполнение заповедей связано с духовным миром человека. С другой стороны, Тора упоминает лишь материальные блага, полагающиеся тем, кто ревностно соблюдает заветы Творца.