Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ришоним, Медицина, Александр Кац, Сефарды
Раби Шабтай бар Авраам Доноло (4673—4742 /913—982/ гг.) — знаток сокровенных разделов Торы; астроном и выдающийся врач.
Родился на юге Италии, в г. Урия, где за полвека до его рождения основал ешиву выдающийся кабалист из Вавилонии р. Аарон бар Шмуэль (см.).
В двенадцать лет от роду Доноло был обращен в рабство арабами, захватившими город, но затем выкуплен еврейской общиной.
Кроме Талмуда, изучал также медицину и астрономию; владел разговорным итальянским языком, латынью и древнегреческим.
В течение сорока лет он жил в г. Модине и приобрел там обширную врачебную практику. Он исследовал древние книги по медицине, а также написал ряд оригинальных медицинских исследований: особое внимание он уделял лечению медом и другими натуральными продуктами. В книге Сефер амеркахот он приводит более ста рецептов от различных недугов. Его книги написаны на иврите и включают множество терминов на латыни и древнегреческом языке.
Основной труд р. Доноло, названный Тахкемони, разделен на две части. Первая часть посвящена углубленному анализу одного стиха Торы — «И сказал Б-г: “Сделаем человека в образе Нашем, по подобию Нашему”» (Берешит 1: 26). Вторую часть составляет развернутый комментарий на кабалистическую «Книгу Творения», автором которой традиция считает нашего праотца Авраама.
В своем трактате р. Доноло выявляет и прослеживает связь между органами человеческого тела и различными уровнями небесных сфер, убедительно демонстрируя, что каждый человек составляет олам катан (маленькую Вселенную). Используя свои обширные познания в медицине и астрономии, р. Доноло исследует всю систему соотношений между микрокосмом, человеческим организмом, и макрокосмом, сотворенной Вселенной.
Трактат р. Доноло служил важным источником для мудрецов последующих поколений; на эту книгу ссылается Раши (см.) в комментарии на Талмуд (Эрувин 56а).
Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо