Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
4673—4742 /913—982/ гг.

Раби Шабтай бар Авраам Доноло (4673—4742 /913—982/ гг.) — знаток сокровенных разделов Торы; астроном и выдающийся врач.

Родился на юге Италии, в г. Урия, где за полвека до его рождения основал ешиву выдающийся кабалист из Вавилонии р. Аарон бар Шмуэль (см.).

В двенадцать лет от роду Доноло был обращен в рабство арабами, захватившими город, но затем выкуплен еврейской общиной.

Кроме Талмуда, изучал также медицину и астрономию; владел разговорным итальянским языком, латынью и древнегреческим.

В течение сорока лет он жил в г. Модине и приобрел там обширную врачебную практику. Он исследовал древние книги по медицине, а также написал ряд оригинальных медицинских исследований: особое внимание он уделял лечению медом и другими натуральными продуктами. В книге Сефер амеркахот он приводит более ста рецептов от различных недугов. Его книги написаны на иврите и включают множество терминов на латыни и древнегреческом языке.

Основной труд р. Доноло, названный Тахкемони, разделен на две части. Первая часть посвящена углубленному анализу одного стиха Торы — «И сказал Б-г: “Сделаем человека в образе Нашем, по подобию Нашему”» (Берешит 1: 26). Вторую часть составляет развернутый комментарий на кабалистическую «Книгу Творения», автором которой традиция считает нашего праотца Авраама.

В своем трактате р. Доноло выявляет и прослеживает связь между органами человеческого тела и различными уровнями небесных сфер, убедительно демонстрируя, что каждый человек составляет олам катан (маленькую Вселенную). Используя свои обширные познания в медицине и астрономии, р. Доноло исследует всю систему соотношений между микрокосмом, человеческим организмом, и макрокосмом, сотворенной Вселенной.

Трактат р. Доноло служил важным источником для мудрецов последующих поколений; на эту книгу ссылается Раши (см.) в комментарии на Талмуд (Эрувин 56а).

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки Тиса

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Золотой телец

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Почему Аарон выбрал фигуру тельца?