Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Великий комментатор Талмуда рабби Ицхак бен рабби Шмуэль

 Раби Ицхак бен р. Шмуэль сотни раз упоминается в комментариях Баалей Тосафот под именем Ри или Ри а-Закен. Он был крупнейшим комментатором Талмуда XII века и являлся учителем почти всех следующих поколений комментаторов.


Раби Ицхак бен р. Шмуэль - правнук Раши, внук одного из лучших учеников Раши раби Меира, племянник рабейну Тама, Рашбама и раби Ицхака бен р. Меира (Рибама). Так как раби Меир, дед Ри, был зятем Раши и жил в Рамерю, то и Ицхaк провел там юность. Тут он учился под руководством своего дяди, рабейну Тама, после отъезда которого в Труа стал во главе его ешивы. Оттуда Ри переписывался со своим учителем.


Позднее раби Ицхак бен р. Шмуэль поселился в Дампьере и открыл там собственную ешиву. Ри с такой легкостью объяснял слушателям талмудические дискуссии, что они их усваивали, как занимательные рассказы. Рассказывают, что в его ешиве училось 60 выдающихся учеников, каждый из которых знал наизусть один из трактатов Талмуда. Когда они занимались под руководством учителя, то могли цитировать весь Талмуд по памяти.


Ри был лидером своего поколения. Составленные им тосафот (дополнения) завершают комментарий Раши к Талмуду. Ри издал тосафот к талмудическому комментарию Раши под заглавием "Тосафот яшаним" ("Старые Тосафот").

Тем самым он положил основание колоссальному сборнику Тосафот, который впоследствии подвергся переработке и дополнению.


Ри цитируется почти на каждой странице Тосафот. Природная острота ума давала ему возможность разобрать мнимые противоречия и путем сравнения различных мест Талмуда проявить его несравненную глубину. Противоречия эти, объясняли он, только кажущиеся, а тот, кто от поверхностного чтения переходит к углубленному изучению, видит единый замысел толкований мудрецов в разных трактатах Талмуда.


Тот, кто углубленно изучает Талмуд, видит, что похожие внешне ситуации могут по сути дела сильно отличаться друг от друга. И поэтому толкования мудрецов в разных трактатах различны. Пояснения комментаторов показывают нам путь к пониманию Талмуда.


В комментариях Баалей Тосафот к Талмуду упоминается имя раби Эльханана, сына Ри. Раби Эльханан освятил Имя Вс-вышнего и трагически погиб еще при жизни своего отца.


У раби Ицхака было много друзей и учеников. Среди них выделялись раби Яаков из Орланша (Орлеана), растерзанный обезумевшей чернью во время коронования английского короля Ричарда, и раби Шимшон из Шанца, составивший комментарии к Мишне. Вместе с тремястами раввинами из Франции и Англии он в 4971 (1211) году прибыл в Эрец Исраэль.


По данным одних историков Ри умер приблизительно в 1200 году. Другие считают, что он ушел из жизни между 1185 и 1195 годами. С другой стороны, есть основания полагать, что великий мудрец был убит во время гонений Филиппа-Августа II, то есть приблизительно в 1164 году, так как его прозвище "святого учителя" ("Сефер а-трума", §131, 161; Тос. Зеб., 12б, 59б) указывает на его мученическую кончину.


В главе рассказывается, как Балак, царь моавитян, нанял злодея Билама, чтобы тот наслал на еврейский народ проклятие. Но вместо проклятия Билам, помимо свей воли, произнес большое благословение. Читать дальше

Глава «Балак». Преступник, исполнявший приказы

Рав Бенцион Зильбер

Талмуд называет Билама грешником. Причина тому — в его желании следовать исключительно приказам Творца, игнорируя Его волю. Правильное же поведение верующего человека сродни поведению сына, который заранее догадывается, что нужно его отцу.

Символика истории Билама и его ослицы

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Билам был не просто колдуном, но и квалифицированным астрологом. Он пытался изменить движение небесных сфер, но Б-г разрушил его планы.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Балак

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

На тему недельной главы. Пинхас 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина