Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Гаоны, Рав Александр Кац
Рав Ахай Мишабха (ок. 4440 — 4512 /ок. 680 — 752/ гг.) — один из наиболее знаменитых мудрецов Вавилонии.
Происходил из города Шабхи — отсюда его прозвище Мишабха (из Шабхи). Изучал Тору в ешиве Пумбедиты.
Его основной труд Шеильтот дерав Ахай — это свод законов, расположенных в соответствии с порядком недельных глав Торы. Каждый из законов в его труде прямо или косвенно связан со стихом Торы: так, например, законы об имущественных преступлениях — воровстве и грабеже — соотносятся со стихом из недельной главы Ноах (6:13): «Земля переполнилась грабежом».
Свод р. Ахая включает в себя также этические наставления и толкования. Этот первый после завершения Талмуда алахический кодекс особенно интересен тем, что в нем приведены многие высказывания мудрецов эпохи Талмуда, отсутствующие в самом Талмуде или процитированные там фрагментарно.
Книга, написанная на вавилонском диалекте арамейского языка, составлена в форме вопросов и ответов — это и определило ее название Шеильтот (Вопросник рава Ахая).
Незадолго до своей смерти, в 4510 /750/ году, рав Ахай переселился в Землю Израиля (Раавад, Седер акабала) ; многие из учеников последовали за ним — на Святой Земле была создана община выходцев из Вавилонии.
Мудрецы последующих поколений изучали, а также обильно комментировали и цитировали свод законов р. Ахая. Последний значительный комментарий — Аамек шеэла — был создан уже в новое время главой знаменитой ешивы в Воложине, равом Н.-Ц.-Й. Берлиным (см.).
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»