Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказали древние мудрецы: “В дни Машиаха мир будет отличаться от нынешнего лишь тем, что нееврейские царства не будут господствовать над Израилем” (Брахот 34 б)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 9, 2
Биография р. Хаима Соловейчика

Рав Хаим Соловейчик (1853—1918) — главный раввин Брест-Литовска, автор «Хидушей рабену Хаим Алеви», один из крупнейших раввинов Белоруссии и создатель новаторского метода изучения Талмуда, называемого «брестским».

Родился в известной раввинской семье Соловейчик. Его отцом был Йосеф Дов, а матерью — дочь Ицхока из Воложина. Учился у своего отца, а затем в воложинской иешиве, где затем начал преподавать в 1873 году.

Женился на дочери рава Рефаэля Шапиро, главы воложинской иешивы, который был женат на дочери Нацива из Воложина. В 1892 году иешива закрылась. В тоже время отец рава Хаима, Йосеф Дов, скончался, и р.Хаима пригласили занять его место, на что он сразу согласился. В Бресте создал иешиву, где начал преподавать Талмуд, используя свой новаторский метод.

Многократно участвовал в съездах российских раввинов и старался улучшить материальное положение евреев. Считал, что раввин обязан, в первую очередь, заботиться о духовных и материальных нуждах общины.

Его общественные взгляды были резко консервативными, он выступал против сионистского движения, поддерживал старый иешув, отрицательно смотрел на создание училищ для евреев со светским образованием. Был среди учредителей Агудат Исраль в 1913 году.

Во время первой мировой войны переехал в Минск, затем в Варшаву, после в Отвоцк, где скончался. Похоронен на большом еврейском кладбище в Варшаве возле своего дяди и деда своей жены.

У рава Хаима родилось 2 сына, старший Моше — раввин в нескольких местечках Белоруссии, а затем глава иешивы при семинаре Ицхака Элхана(Иешива-Юниверсити) в Нью-Йорке, младший Ицхак Зеэв — наследник отца на посту главы брестской иешивы и на должности брестского раввина, а затем крупнейший религиозный авторитет в Израиле.

Брестский метод

Метод, который развил рав Соловейчик требовал аналитического изучения текста и предпочитал углублённое изучение одной темы (и'юн) приобретению общих познаний по разным темам не слишком углубляясь в них (б'киют). Метод Соловейчика требовал изучения всех существующих мнений на данный вопрос, даже не принятых окончательно, и понимания их основного тезиса. Метод также предусматривает сравнение разным мест в Талмуде касающихся данной темы и вывода общего для всех знаменателя.

Наиболее популярный критерий при анализу Талмуда или галахот проведение различия между обязанностями человека (гавра) и обязанностями связанными с предметом (хефца).

Метод Соловейчика изначально был распростанён только в его иешиве Бресте, однако благодаря его популярности и усилению авторитета брестских раввинов в Польше и затем в Израиле метод стал доминирующим в большинстве иешив.


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 16. Что такое Тора?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Назад к… свету, или кому темно в средневековье?

Рав Пинхас Перлов

Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

О свинине и свастике

Исраэль Бен Давид

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Бесконечная цепь 5. Текст Торы и его каббалистическое понимание

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Как видно из сказанного выше, была приложена масса усилий для того, чтобы в текст Торы не могли проникнуть изменения

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Избранные комментарии на главу Беаалотха

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смертным не дано понять волю Всевышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Избранные комментарии на главу Пинхас

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.