Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ришоним, Испания, Александр Кац
Раби Йом-Тов бар Авраам Асевили(Ритва; 5010-5090 /1250-1330/ гг.) – духовный лидер своего поколения, один из наиболее выдающихся исследователей Талмуда.
Родился в Севильи.
Изучал Тору в Барселоне у Рашбы (см.) и у р. Аарона Алеви, ближайших учеников Рамбана (см.).
В 5040 /1280/ году он стал даяном (судьей) в Сарагосе.
После смерти своих наставников Ритва, наряду с Рошем (см.), стал духовным лидером поколения.
Ритва написал хидушим (аналитические заметки) к большинству трактатов Талмуда. В этих заметках он приводит и мнения авторов Тосафот из Франции и Германии, и мнения мудрецов Испании и Прованса, а также сообщает свои собственные наблюдения и открытия. Его хидушим отличаются глубиной проникновения в проблему в сочетании с удивительной простотой, предельной точностью и ясностью выражения мысли.
Заметки Ритвы, наряду с комментариями Раши (см.) и Рашбы, относятся к числу наиболее изучаемых. Они выдержали множество изданий и являются необходимым пособием при углубленном постижении Талмуда.
Перу Ритвы принадлежит также Сефер Азикарон (Книга памяти) – в этом философском трактате он защищает книгу Рамбама (см.) Море невухим (Путеводитель заблудших) от критических нападок Рамбана. По мнению Ритвы, обе точки зрения в этом споре гигантов Торы не исключают друг друга, поскольку «у Торы семьдесят лиц». Разница лишь в том, что Рамбам приходит к своим выводам путем логического анализа, а Рамбан – путем кабалы (используя собственную терминологию Рамбана, «бедерех аэмет» – путем истины).
Ритва умер в Сарагосе в 5090 /1330/ году.
В 5719 /1959/ году, по единственной сохранившейся рукописи, привезенной из Йемена, были изданы респонсы Ритвы.
Публикуется с разрешения издательства "Швут Ами"
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению