Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Аскала, Германия, Рав Александр Кац
Раби Давид бар Нафтали-Гирш Френкель (Корбан аэйда; 5467-5522 /1707-1762/ гг.) — комментатор Талмуда.
Родился в столице Прусского королевства Берлине, в семье выходцев из Вены. Его отец был даяном берлинского суда.
Учился во франкфуртской ешиве у р. Яакова Акоэна Паперса, автора сборника респонсов Шав Яаков (Возвратился Яаков).
В молодые годы занимался торговлей ювелирными изделиями в Гамбурге.
В 5497 /1737/ году он стал главным раввином г. Дессау, а в 5503 /1743/ году возглавил общину Берлина. Его семья была достаточно обеспеченной, и поэтому он отказался от половины своего раввинского жалования.
Был крупнейшим специалистом в области Иерусалимского Талмуда — он не только глубоко изучил этот древний текст, но и знал его наизусть.
Составил комментарий на значительную часть Иерусалимского Талмуда: на разделы Моэд (Праздники), Нашим (Женщины) и на большую часть раздела Незикин (Убытки).
Этот комментарий, получивший название Корбан аэйда (Общинная жертва), печатается в классических изданиях Иерусалимского Талмуда рядом с основным текстом, сопровождая его, подобно тому, как комментарии Раши и тосафистов обрамляют Вавилонский Талмуд.
Р. Давид Френкель умер в Берлине в 5522 /1762/ году.
Одним из ближайших учеников р. Френкеля был Моше (Мозес) Мендельсон (5489-5546 /1729-1786/ гг.), впоследствии ставший родоначальником «берлинского просвещения». Четырнадцатилетний Мендельсон, уроженец Дессау, переехал вслед за любимым наставником в Берлин. Одаренного юношу высоко ценили духовные вожди евреев Германии р. Йонатан Эйбешиц и р. Яаков Эмден (Ябец).
Восприняв от р. Френкеля основательные познания в традиционных еврейских дисциплинах, Мендельсон самостоятельно изучил математику, а затем и европейские языки — немецкий, английский и французский, а также латынь. От глубокого изучения философских трудов Рамбама он вскоре перешел к книгам немецких философов. В 5514 /1754/ году он впервые встретился, а затем и близко подружился с выдающимся немецким писателем и философом Готхольдом-Эфраимом Лессингом. Лессинг ввел молодого еврея в берлинские салоны, и вскоре Мозес Мендельсон стал одним из самых популярных писателей Германии. Берлинская Академия присудила ему первую премию за философские сочинения, а затем и выдвинула его в число своих членов.
Продолжая трепетно и скрупулезно выполнять заповеди Торы, Мендельсон вместе с тем стремился разрушить стену, разделяющую евреев и христиан. С этой целью он перевел Пятикнижие на немецкий язык. Свой перевод он напечатал ивритскими буквами, чтобы евреи смогли изучать по нему немецкий язык, который, по замыслу Мендельсона, должен был послужить для них ключом к мировой культуре. В 5538 /1778/ году в Берлине под патронажем Мендельсона открылась первая Свободная еврейская школа — преподавание в ней велось по-немецки и, наряду с Торой, изучались также светские дисциплины.
Плоды просветительской деятельности Мендельсона проявились быстрее, чем можно было этого ожидать: четверо из его детей и все внуки приняли христианство. Большинство из учеников Мендельсона, возглавлявших движение аскалы (просвещения), окончательно порвали с еврейской традицией. В последующих поколениях идеи Мендельсона оказали определяющее влияние на формирование «прогрессивного иудаизма» и светского сионизма.
Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?