Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не вмешивайся в чужой спор, потому что они, в конце концов, помирятся между собой, а ты останешься при гневе»Анагот а-Рош
Законоучитель, преподаватель Талмуда и кабалист

Раби Натан-Нета бар Шломо Шапиро из Кракова (Мегале амукот; 5345-5393 /1585-1633/ гг.) — законоучитель, преподаватель Талмуда и кабалист.

Семья происходила из немецкого города Шпейера — напоминанием об этом стало фамильное прозвище «Шапиро».

Изучал законы Торы в ешиве Маарама из Люблина. От одного из посетивших Польшу учеников Аризаля воспринял сокровенную традицию кабалистов Цфата. Изучал также философию, астрономию и грамматику.

В 5377 /1617/ году р. Натан-Нета стал раввином общины г. Кракова, заменив на этом посту выдающегося законоучителя и кабалиста р. Йешаю Гурвица. Возглавлял также городскую ешиву. По свидетельству одного из его учеников, «обладал уникальной памятью и знал наизусть не только сам Талмуд, но и комментарии Раши, и Тосафот, а также кодексы Рифа и р. Яакова, сына Роша, — все это он преподавал так, как будто только что получил с Синайской горы» (Предисловие к книге Мегале амукот).

Из его алахических сочинений наибольшую известность получила книга Хидушей аншей шем (Заметки именитых людей) — один из классических комментариев на кодекс Рифа.

В большинстве изданий кодекса Рифа этот комментарий печатается рядом с основным текстом.

Основные его исследования были сосредоточены в области кабалы. Написал кабалистический трактат Мегале амукот (Открывающий глубины), прославивший его имя. В этой книге раскрываются, пласт за пластом, сокровенные глубины всего лишь одного стиха Пятикнижия: «И умолял я Г-спода в тот час, говоря…» (Дварим 3:23) — с этого стиха начинается повествование о том, как Всевышний запретил Моше войти с народом в Землю Израиля.

Большинство его кабалистических сочинений не были изданы, поскольку еще не пришло время для опубликования запечатленных в них тайн.

Его ближайшим учеником и последователем был р. Шимшон Острополер, раввин городка Полонное на Волыни.

Раби Натан-Нета Шапиро умер тринадцатого ава 5393 /1633/ года.

Его прямыми потомками были выдающийся законоучитель р. Йонатан Эйбещиц, один из основоположников хасидизма р. Пинхас Шапиро из Корица, а также р. Меир Шапиро из Люблина, основатель ешивы Хохмей Люблин и инициатор Даф йоми (Дневного листа) — знаменитой системы изучения Талмуда, распространившейся по всему еврейскому миру.

Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.