Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Каббала, Рав Александр Кац, Комментарий
Раби Натан-Нета бар Шломо Шапиро из Кракова (Мегале амукот; 5345-5393 /1585-1633/ гг.) — законоучитель, преподаватель Талмуда и кабалист.
Семья происходила из немецкого города Шпейера — напоминанием об этом стало фамильное прозвище «Шапиро».
Изучал законы Торы в ешиве Маарама из Люблина. От одного из посетивших Польшу учеников Аризаля воспринял сокровенную традицию кабалистов Цфата. Изучал также философию, астрономию и грамматику.
В 5377 /1617/ году р. Натан-Нета стал раввином общины г. Кракова, заменив на этом посту выдающегося законоучителя и кабалиста р. Йешаю Гурвица. Возглавлял также городскую ешиву. По свидетельству одного из его учеников, «обладал уникальной памятью и знал наизусть не только сам Талмуд, но и комментарии Раши, и Тосафот, а также кодексы Рифа и р. Яакова, сына Роша, — все это он преподавал так, как будто только что получил с Синайской горы» (Предисловие к книге Мегале амукот).
Из его алахических сочинений наибольшую известность получила книга Хидушей аншей шем (Заметки именитых людей) — один из классических комментариев на кодекс Рифа.
В большинстве изданий кодекса Рифа этот комментарий печатается рядом с основным текстом.
Основные его исследования были сосредоточены в области кабалы. Написал кабалистический трактат Мегале амукот (Открывающий глубины), прославивший его имя. В этой книге раскрываются, пласт за пластом, сокровенные глубины всего лишь одного стиха Пятикнижия: «И умолял я Г-спода в тот час, говоря…» (Дварим 3:23) — с этого стиха начинается повествование о том, как Всевышний запретил Моше войти с народом в Землю Израиля.
Большинство его кабалистических сочинений не были изданы, поскольку еще не пришло время для опубликования запечатленных в них тайн.
Его ближайшим учеником и последователем был р. Шимшон Острополер, раввин городка Полонное на Волыни.
Раби Натан-Нета Шапиро умер тринадцатого ава 5393 /1633/ года.
Его прямыми потомками были выдающийся законоучитель р. Йонатан Эйбещиц, один из основоположников хасидизма р. Пинхас Шапиро из Корица, а также р. Меир Шапиро из Люблина, основатель ешивы Хохмей Люблин и инициатор Даф йоми (Дневного листа) — знаменитой системы изучения Талмуда, распространившейся по всему еврейскому миру.
Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?