Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Жизнеописание выдающегося законоучителя и кабалиста Раби Йом-Това бар Натан Алеви Геллера

Раби Йом-Тов бар Натан Алеви Геллер (Тосафот Йом-Тов; 5339-5414 /1579-1654/ гг.) – выдающийся законоучитель и кабалист.

 

 

Родился в Германии, в маленьком баварском городке. Его отец, р. Натан, умер еще до его рождения; ребенок воспитывался в доме деда, р. Моше Алеви, который был главным раввином Германии.

 

 

Изучал Тору и Талмуд у Маараля из Праги (см.). Под влиянием Маараля приобрел также обширные познания в кабале, философии, грамматике святого языка, а затем и в математике, естествознании и астрономии.

 

 

В 5357 /1597/ году, в возрасте восемнадцати лет, стал даяном в пражском суде, возглавляемом Мааралем, и входил в состав этого суда в течение двадцати восьми лет.

 

 

В 5369 /1609/ году – в год смерти своего наставника, Маараля, – р. Йом-Тов начал работу над комментарием к Мишне. Его объяснения отличались особой обстоятельностью и глубиной; во многих случаях, чтобы полнее раскрыть слова Мишны, ему приходилось прибегать к своим познаниям в естественных науках. По целому ряду вопросов молодой автор – р. Йом-Тову тогда едва перевалило за тридцать – убедительно оспаривал точку зрения, выраженную в уже ставшем классическим комментарии р. Овадьи из Бартануры (см.).

 

 

Книга была названа Тосафот Йом-Тов (Добавления Йом-Това) – в этом названии подразумевалось, что точно так же, как толкования тосафистов дополняли и уточняли комментарий Раши (см.) к Талмуду, новый комментарий р. Йом-Това призван дополнить и уточнить комментарий р. Овадьи из Бартануры на Мишну.

 

 

Комментарий р. Йом-Това был впервые издан в Праге в 5374 /1614/ году – в этот год автору исполнилось только тридцать пять лет.

 

 

В большинстве классических изданиях Мишны комментарий р. Йом-Това Геллера печатается рядом с основным текстом – наряду с комментарием р. Овадьи из Бартануры.

Тогда же, в пражский период своей жизни, р. Йом-Тов написал комментарий на кодекс Роша (см.) – этот комментарий состоял из трех частей, названных Мааданей Йом-Тов (Праздничные лакомства), Пильпула харифта (Острые рассуждения) и Диврей хамудот (Желанные речи). Комментарий вышел в свет в Праге в 5379 /1619/ году.

 

 

В классических изданиях Талмуда он печатается в приложении, рядом с основным текстом кодекса Роша.

В этих книгах, прославивших имя р. Йом-Това Геллера, в полной мере проявилось влияние его учителя, Маараля, – и в привитом с юности интересе к углубленному изучению Мишны, и в особом аналитическом подходе к законотворчеству. Один из последующих пражских раввинов, р. Шломо-Йеуда Рапопорт (см.), подчеркивал, что «великая мудрость Маараля наиболее полно выразилась не в создании Голема (искусственного человека), но в ученике, ставшем его преемником, – в великом мудреце и гаоне, авторе Тосафот Йом-Тов, который не отступал с путей, проторенных своим наставником, и во всем следовал за ним, и в законотворчестве, и в подходах к изучению Мишны и Талмуда, и в постижении естественных наук, и в вопросах этики и морали».

В 5385 /1625/ году р. Йом-Това пригласили возглавить общину столицы Моравии, города Никольсбурга (ныне Брно), в котором полувеком раньше начинал свою раввинскую деятельность Маараль. А уже полгода спустя р. Йом-Тов был избран на должность главы раввинского суда Вены.

В разгар Тридцатилетней войны, вспыхнувшей между протестантами и католиками еще в 5378 /1618/ году, император-католик Фердинанд II Габсбург для покрытия военных расходов обложил еврейские общины новым непомерным налогом. Р. Йом-Тов был назначен руководителем комиссии по распределению этих выплат. Стремясь облегчить положение неимущих, он переложил основную тяжесть платежей на плечи состоятельных членов общины. И тогда один из пражских богачей написал донос, обвинив р. Йом-Това в том, что в своих речах и сочинениях он поносит христианские святыни. Летом 5389 /1629/ года р. Йом-Тов был схвачен и посажен в заключение вместе с уголовными преступники. Церковный суд, заседания которого проходили в Вене, приговорил его к смертной казни – за оскорбление христианской веры и церкви. Благодаря усилиям многочисленных ходатаев император Фердинанд II «милосердно» заменил казнь баснословным штрафом в десять тысяч гульденов.

Р. Йом-Тов подробно описал свои злоключения в увлекательной автобиографической хронике Мегилат эйва (Свиток ненависти).

В 5391 /1631/ году разоренный р. Йом-Тов покинул пределы империи Габсбургов и переселился в Польшу. На протяжении ряда лет он был раввином в Люблине, Бриске (Бресте), Немирове, Людмире; активно участвовал в работе «Совета четырех земель».

 

 

В 5403 /1643/ году он был избран главным раввином Кракова, столицы Малой Польши, заменив на этом посту выдающегося законоучителя р. Йоэля Сиркиса (Баха; см.); возглавлял также краковскую ешиву.

 

 

В 5408-5409 /1648-1649/ годах р. Йом-Тов стал свидетелем трагедии, поразившей общины восточной Польши в дни восстания казаков, возглавляемых Богданом Хмельницким. Р. Йом-Тов сложил несколько траурных элегий (слихот), посвященных жертвам этих погромов.

 

 

Из других его сочинений наиболее известен кабалистический комментарий Тув таам (Добрый смысл), разъясняющий знаменитые толкования к Пятикнижию, написанные кабалистом из Испании р. Бахьей Ибн Халавой (см.).

 

 

Р. Йом-Тов Геллер умер в Кракове шестого элуля 5414 /1654/ года в возрасте семидесяти пяти лет.

 

 

 


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»