Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Прибыл в подмандатную Палестину на последнем в предвоенные годы легальном корабле, вывозившем еврейских эмигрантов из Англии

Раби Ицхак-Шломо бар Авраам-Моше Зильберман (5688-5763 /1928-2003/ гг.) — выдающийся педагог, руководитель иерусалимской ешивы Адерет Элияу.

Родился в Берлине.

В три года лишился матери.

В 5696 /1936/ году семья бежала из нацистской Германии в Англию.

Здесь его отец прославился своим переводом комментария Раши к Пятикнижию на английский язык — подготовленное им издание широко известно под названием «Silberman Rashi» (Раши Зильбермана).

В 5699 /1939/ году его отец умер, и Ицхак-Шломо остался на попечении у семнадцатилетнего брата и четырнадцатилетней сестры. В 5700 /1940/ году маленький сирота совершил алию.

Он прибыл в подмандатную Палестину на последнем в предвоенные годы легальном корабле, вывозившем еврейских эмигрантов из Англии. На Святой Земле он воспитывался в семье своего дяди, Яакова Леви, также недавнего эмигранта, впоследствии ставшего руководителем педиатрического отделения иерусалимской клиники Бикур Холим (S.M. Eisen, Harav Yitzchak Shlomo Silberman, Hamodia Magazine 12.3.2004, p.6).

Учился в ешиве Коль Тора, созданной в Йерушалаиме в 5699 /1939/ году специально для беженцев из Германии. Совершенствовал свои познания в ешиве Мир под руководством р. Элиэзера-Йеуды Финкеля.

Близко общаясь с целым рядом духовных лидеров поколения, Ицхак-Шломо воспринял традиции и обычаи, идущие от ближайших учеников Виленского Гаона, основавших ашкеназскую общину святого города.

После женитьбы, продолжая серьезные занятия Торой, р. Зильберман зарабатывал на жизнь ремеслом софера (писца сакральных текстов).

Он достиг в этом деле высокого мастерства и получил признание таких ведущих законоучителей, как р. Дов-Бериш Вайденфельд (Гаон из Чебина) и р. Шломо-Залман Ойербах (там же).

Р. Зильберман являлся одним из духовных лидеров движения баалей тшува (возвратившихся к Б-гу). Широко общаясь с представителями светской интеллигенции, он помог многим из них возвратиться к соблюдению законов Торы.

Он мог беседовать с одним леворадикальным журналистом или политиком в течение долгих часов, а порой даже дней, добиваясь глубочайших изменений в мировоззрении собеседника. Среди его ближайших учеников был р. Ури Зоар — в прошлом ярчайшая «звезда» телеэкрана, шоумен, которого называли «самым светским израильтянином». В своей книге Увахарта вахаим (русск. перевод Выбери жизнь) р. Ури Зоар рассказывает о крутом духовном переломе, произошедшем с ним в 5737 /1977/ году. Как-то во время посещения Иерушалаима он оказался «в компании досов» (досы — насмешливое прозвище для ортодоксальных евреев, употребляемое в среде противников «религиозного засилья») и разговорился с одним из них. «Моим собеседником был …спокойный человек, одетый так, как одеваются жители религиозных кварталов, — вспоминал р. Зоар. — Он разговаривал дружелюбно, и в его аргументах не слышалось даже тени раздражения или фанатизма». «Я могу доказать …истинность того, о чем написано в Торе», — сказал собеседник. «Доказать? — изумился Зоар, не поверив своим ушам. — Вы собираетесь убедить меня, что такое вообще можно доказать?». Собеседник кивнул головой. «Он производил впечатление эрудированного, широко образованного человека, — вспоминал р. Зоар, — Он владел несколькими языками, был в курсе последних научных открытий и прекрасно разбирался в истории Израиля, как древней, так и современной. Кроме того, удивляла его редкостная уравновешенность и спокойный тон, свидетельствующие о незаурядной внутренней силе. Скромность и вежливость только подчеркивали эту силу. …Я внимательно наблюдал за ним весь вечер, пытаясь обнаружить хоть малейший изъян в его поведении, рассуждениях, манере держаться, — и ничего не заметил» (Выбери жизнь, с.26, 30-31).

Доказательства, приведенные в ходе целого ряда последующих встреч, оказались настолько убедительными, что актер отказался от своего суперпопулярного телешоу «Это мой секрет» и пошел учиться в ешиву. Его поступок вызвал в светском Израиле ни с чем не сравнимое потрясение (Нисим Мишаль. Так это было…, с.208).

В 5748 /1988/ году р. Зильберман пережил тяжелейшую личную трагедию.

В террористическом акте, совершенном арабскими террористами в автобусе, направляющемся из Тверии в Йерушалаим, погибли, сгорев заживо, его дочь, ребецин Рахель Вайс, и трое внуков (S.M. Eisen, Harav Yitzchak Shlomo Silberman; Нисим Мишаль Так это было…, с.276).

В 5750-е /1990-е/ годы р. Зильберман сумел осуществить свою давнюю мечту, создав сеть учебных заведений, в которых нашли свое выражение педагогические принципы Виленского Гаона.

Его школа началась еще в 5748 /1988/ году с четырех мальчиков, занимавшихся в частном доме в Старом городе Иерушалаима. Шаг за шагом развивая свою школу, р. Зильберман, в отличие от большинства руководителей еврейского образования, буквально следовал возрастному графику, изложенному в Мишне: «В пять лет (начинают изучать) Писание, в десять — Мишну, …в пятнадцать — Талмуд» (Авот 5:21). Он на практике доказал, что и теперь, как века назад, дети могут в совершенстве знать Танах и Мишну. И лишь прочно овладев, как минимум, четырьмя разделами Мишны, его ученики на базе уже достигнутых знаний впервые приступали к изучению Талмуда. В дальнейшем начальные хедеры, организованные по «модели Зильбермана», открылись и в других городах Израиля, а также в таких крупных еврейских центрах диаспоры, как Нью-Йорк, Лос-Анджелос, Лейквуд, Торонто и Лондон. К концу 5750-х /1990-х/ годов в ешиве Адерет Элияу, созданной р. Зильберманом в Старом городе Иерушалаима — в основном, для выпускников его школ, занималось уже около четырехсот пятидесяти студентов (S.M. Eisen, Harav Yitzchak Shlomo Silberman; Везэ шаар ашамаим с.552).

Р. Ицхак-Шломо Зильберман умер восемнадцатого Адара 5763 /2003/ года.

Один из величайших духовных лидеров поколения р. Шломо-Залман Ойербах еще при жизни р. Зильбермана сказал: «Если и в нашем поколении есть тридцать шесть скрытых праведников, на которых держится мир, то один из них — он» (S.M. Eisen, Harav Yitzchak Shlomo Silberman).


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.