Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Каббала, Алия, Рав Александр Кац
Раби Хаим бар Ихье Санвани (5658-5739 /1897-1979/ гг.) — законоучитель, кабалист и литургический поэт, один из духовных лидеров евреев Йемена.
Родился в Йемене в канун Йом Кипура 5658 /1897/ года.
Изучал Тору под руководством отца и других видных раввинов Йемена.
В 5679 /1919/ году, в возрасте двадцати двух лет, р. Санвани стал главой раввинского суда г. Сануана и прилегающей к нему области.
Среди его учеников этого периода выделялся р. Мордехай Шараби, ставший впоследствии одним из самых авторитетных кабалистов Йерушалаима.
Поскольку йеменские власти запрещали евреям выезд в Землю Израиля, в 5702 /1942/ году р. Санвани перебрался в порт Аден, находившийся под английским протекторатом. В Адене он также выполнял обязанности даяна (судьи).
В 5709 /1949/ году, вместе с десятками тысяч евреев Йемена, р. Санвани совершил алию на Землю Израиля. Он обосновался в новом поселении Йеуд, расположенном недалеко от г. Лода, — его дом стал центром притяжения для выходцев из Йемена, приходивших к нему за советом и благословением. Многие кабалисты Земли Израиля обращались к нему за решением спорных проблем, связанных с сокровенными разделами Торы.
Р. Санвани написал целый ряд значительных сочинений. В книге Маком Микдаш («Место Храма») приведены его комментарии на Пятикнижие, а в книге Торат Хахам («Учение мудреца») — толкования Книги Пророков и Писаний. Трактат Имрот Теорот («Чистые речения») посвящен анализу ряда талмудических изречений. Его алахические респонсы также собраны в отдельную книгу.
Наиболее значительным из его сочинений в области кабалы является книга Кевод Кель умагид аРакиа («Слава Всевышнего и речения Небес») — развернутый комментарий на основополагающий кабалистический трактат Зоар («Сияние»).
Его перу принадлежат тексты множества литургических гимнов и духовных песнопений, исполняемых выходцами из Йемена.
Р. Хаим Санвани умер на Святой Земле двадцать седьмого адара 5739 /1979/ года — ему было восемьдесят два года.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?