Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Прямой потомок духовного вождя евреев средневековой Германии Маарама из Ротенбурга

Раби Исраэль бар Авраам-Мордехай Алтер из Гуры (Бейт Исраэль; 5656-5737 /1895-1977/ гг.) — выдающийся хасидский наставник, один из духовных лидеров поколения.

Прямой потомок духовного вождя евреев средневековой Германии Маарама из Ротенбурга. Праправнук р. Ицхака-Меира Алтера (Хидушей Арим), основателя хасидского «двора» в польском городке Гура (Гура-Кальварья), расположенном недалеко от Варшавы.

Родился в Гуре двадцать четвертого тишрея 5656 /1895/ года.

Получил имя в честь основателя хасидизма р. Исраэля Бааль-Шем-Това (Бешт).

Изучал Тору и хасидскую традицию под руководством отца, р. Авраама-Мордехая Алтера (Имрей Эмет), возглавившего в 5665 /1905/ году «двор» в Гуре.

Прославился как вундеркинд, обладающий способностью мгновенно усваивать изучаемый материал и прочно хранить его в памяти.

В день бар-мицвы он был помолвлен со своей двоюродной сестрой Хаей-Сарой, дочерью р. Яакова-Меира Бидермана, а спустя два года, четвертого нисана 5670 /1910/ года, состоялась свадьба. Четыре последующих года он жил в доме тестя, целиком посвятив себя занятиям Торой.

В 5774 /1914/ году, с началом первой мировой войны, р. Исраэль поселился в Варшаве, куда временно, на период военных действий, перенес свой «двор» его отец, Ребе из Гуры. В течение двадцати пяти последующих лет р. Исраэль оставался в Варшаве, совершенствуя свои познания во всех разделах Торы. Раз в неделю, обычно, в шабат, он посещал «двор» отца в Гуре.

Нападение нацистов на Польшу застало его в Варшаве. Когда войска вермахта начали штурм города, артиллерийский снаряд разрушил переднюю часть дома, в котором жил р. Исраэль, — однако все домочадцы находились в этот момент в уцелевшей части строения (The Beis Yisrael of Gur, Hamodia Magazine 20.2. 2004 p.7).

В первые месяцы войны, когда немцы уже овладели Варшавой, р. Исраэль углубленно изучал законы Торы, связанные с выполнением заповеди кидуш Ашем (самопожертвования во имя Б-га).

Тем временем в Вашингтоне был создан специальный комитет для спасения его отца, Ребе из Гуры. Через американского посла в Риме удалось получить десять итальянских виз — для Ребе и членов его семьи. В первый день месяца нисан 5700 /1940/ года р. Исраэль выехал, сопровождая отца, на поезде из Варшавы — они проследовали в итальянский город Триест, а оттуда — в Землю Израиля. Жена и два ребенка р. Исраэля остались в варшавском гетто — тогда еще полагали, что идет обычная война, и опасность преследований и ареста угрожает в первую очередь мужчинам, занимавшим видное положение, а не женщинам или детям (Бесетер раам с.68; The Beis Yisrael of Gur, Hamodia Magazine p.7).

Р. Исраэль обосновался в Йерушалаиме, где его отец возродил свой «двор», ставший центром притяжения для всех хасидов Святой Земли.

Семья р. Исраэля погибла от рук нацистов в период ликвидации варшавского гетто, и в 5708 /1948/ году, возрасте пятидесяти трех лет, он вступил в новый брак — его женой стала ребецин Перл, дочь видного гурского хасида р. Нахума Вайденфельда.

В том же, 5708 /1948/ году, р. Исраэль сменил умершего отца во главе движения «хасидей Гур» и со временем приобрел статус одного из духовных лидеров поколения.

В 5712-5713 /1952-1953/ годах он возглавил борьбу против призыва религиозных девушек в израильскую армию.

Став адмором (хасидским руководителем), р. Исраэль начинал свой день также, как и на протяжении всей предшествующей жизни: просыпался в два-три часа ночи и учился до утренней молитвы — и лишь после этого, в течение дня, он принимал десятки, а затем и сотни людей, приходящих к нему за советом и благословением (The Beis Yisrael of Gur, Hamodia Magazine p.7).

Он хорошо знал каждого из своих хасидов и был вовлечен в решение их повседневных проблем. Особенное внимание он уделял молодым знатокам Торы, стараясь создать для них атмосферу, максимально способствующую духовному росту. Он подчеркивал, что понятие «изучение Торы» включает в себя, в первую очередь, занятия Талмудом и кодексами законоучителей — в то время как чтение какой-либо хасидише сефер (хасидской книги) может быть только важным дополнением, но не основой (там же p.7,14).

К 5730 /1970/ годам р. Исраэль сумел создать самый крупный в Земле Израиля хасидский «двор» — десятки тысяч хасидов относили себя к его ученикам и последователям.

Р. Исраэль был избран в состав Моэцет гдолей Тора («Совета выдающихся знатоков Торы»), направляющего деятельность всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля). Ему принадлежала ведущая роль в создании печатного органа, отражающего идеологические позицию Агудат Исраэль, — газеты Амодиа («Вестник»).

Его толкования Торы были собраны в книгу Бейт Исраэль («Дом Израиля»).

В шабат, первого адара 5737 /1977/ года, он ощутил сильную боль и, покинув гостей, ушел к себе в комнату. Вызванный родственниками врач потребовал перевести Ребе в больницу, однако он отказался ехать до истечения шабата. Когда ночью, на исходе шабата, врачи приступили к оперативной помощи, они убедились в том, о чем сам Ребе знал заранее: хирургия не способна ничего изменить, потому что приговор уже вынесен. По свидетельству хасидов, в Йом Кипур, за пять месяцев до своей смерти, Ребе сам прочел по себе Кадиш (там же p.14).

Р. Исраэль Алтер умер второго адара 5737 /1977/ года в Йерушалаиме — ему было восемьдесят два года.

Похоронен на Ар аЗейтим (Масличной горе). В похоронной процессии участвовало более ста тысяч человек. Во время траурной церемонии руководитель ешивы Мир р. Хаим Шмулевич сказал: «Мы были свидетелями того, как один человек нес на своих плечах целое поколение» (Leader of a Generation, Hamodia Magazine 15.2. 2002 p.9).

Во главе движения «хасидей Гур» его сменил младший брат р. Симха-Буним Алтер из Гуры (Лев Симха).


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.