Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Кашрут, Хабад, Алия, Хасиды, Рав Александр Кац
Раби Яаков бар Моше-Лейб Ландо (5653-5746 /1893-1986/ гг.) — выдающийся законоучитель, главный раввин г. Бней-Брака.
Происходил из старинного раввинской рода: его предками были такие выдающиеся законоучители конца эпохи ришоним, как р. Йеуда-Лива Ландо, главный раввин немецкого города Ландау (отсюда и фамильное прозвище семьи), и р. Яаков-Барух Ландо, составитель авторитетного алахического кодекса Агур (Припасенное). Его предком был и знаменитый пражский раввин р. Йехезкель Ландо (Нодэ биЙеуда), род которого, в свою очередь, по одной из линий восходил к прославленному комментатору р. Шломо Ицхаки (Раши), а от него — к царю Давиду.
Родился в российском местечке Курниче, где его отец был раввином.
Учился у отца, а затем в хабадской ешиве Томхей Темимим, возглавляемой р. Йосефом-Ицхаком Шнеерсоном.
Совершенствовал свои познания под руководством выдающегося законоучителя р. Йосефа Розина (Гаона из Рогачева), возглавлявшего хабадскую общину г. Двинска (Даугавпилса).
Получив раввинское посвящение, восемнадцатилетний р. Ландо стал официальным законоучителем любавического «двора» — он отвечал на спорные алахические вопросы, присылаемые из различных общин Хабада. Он был особенно близок к р. Йосефу-Ицхаку Шнеерсону, ставшему в 5680 /1920/ году во главе любавического движения.
В середине 5680-х /1920-х/ годов любавический Ребе перенес свой «двор» в Ленинград. В обстановке жесточайших большевистских репрессий он сумел создать подпольное «государство Торы». Эмиссары Ребе, каждый из которых отвечал за развитие еврейской жизни в определенном регионе России, открывали тайные молельни и миквы, хедеры и ешивы (Гдолей Русия).
В эти годы р. Ландо поселился в Москве, где организовал подпольные группы, в которых еврейские студенты московских вузов изучали традиционные ценности Торы.
Он относился к каждому из учеников с сердечной теплотой и вниманием, и его влияние на студентов было исключительно сильным (R. Dovid Silber Noble lives 1, p.181).
В 5695 /1935/ году ему удалось совершить алию на Землю Израиля.
Некоторое время спустя, по рекомендации одного из глав поколения р. Авраама-Йешаи Карелица (Хазон Иш), р. Ландо был избран главным раввином Бней-Брака — нового города, строящегося на побережье Средиземного моря.
Р. Ландо сумел организовать все стороны жизни города в точном соответствии с требованиями законов Торы. В городе было создано множество ешив, и он стал одним из мировых центров еврейской мысли.
С годами Бней-Брак приобрел уникальный облик «города Торы», в котором сложилась строгая атмосфера благочестия и нравственной чистоты. В шабат и праздники весь город погружается в состояние святого покоя. Особой славой по всему еврейскому миру пользуются высочайшие стандарты кошерности продуктов питания, установленные р. Ландо в Бней-Браке (там же).
Р. Яаков Ландо умер двадцать пятого швата 5746 /1986/ года — ему было девяноста три года.
Его сын сменил его на посту главного раввина Бней-Брака.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?