Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ешива, Алия, Саба из Навардока, Рав Александр Кац, Мусар, Советский Союз
Раби Авраам Яфен (5647-5730 /1887-1970/ гг.) — один из духовных лидеров движения Мусар, глава ешивы Новардок в США и Земле Израиля.
Родился в белорусском городе Пинске.
Учился под руководством выдающегося законоучителя р. Авраама-Дов-Бера Кахане-Шапиро. Прославился под именем «илуй (вундеркинд) из Пинска».
Совершенствовал свои познания в ешиве г. Новардока (Новогрудка), где стал ближайшим учеником, а затем и зятем главы ешивы р. Йосефа-Юзла Горовица (Саба из Новардока).
По завершении периода ученичества р. Яфен начал преподавать в этой ешиве. С началом первой мировой войны, когда бои приблизились к Новардоку, он переехал со всей ешивой в г. Гомель, подальше от линии фронта. Он стал ближайшим помощником тестя в руководстве сетью филиалов ешивы, созданных ими во многих городах Российской империи: Киеве, Харькове, Ростове, Саратове, Царицыне, Нижнем Новгороде и др. — в этой сети обучалось в общей сложности более двух тысяч студентов.
В годы Гражданской войны, когда Саба из Новардока перенес центральное отделение ешивы в Киев, р. Яфен остался во главе филиала в Гомеле.
После смерти Сабы из Новардока, последовавшей в самом начале 5680 /1920/ года, тридцатитрехлетний р. Яфен принял на себя руководство всей системой ешив, носящих имя «Новардок».
В конце 5681 /1921/ году он был арестован ЧК и посажен в следственную тюрьму вместе с группой своих студентов.
В камере они сохранили обычный режим ешивы: молились, изучали Талмуд и проводили занятия по мусару (Р. Дов Кац, Тнуат амусар 4, с.190).
Спустя месяц они были отпущены на свободу, и в 5682 /1922/ году, следуя совету р. Исраэля-Меира Акоэна (Хафец Хаим), р. Яфен перевел всю сеть своих ешив из Советской России в Польшу.
Он и его студенты — всего около шестисот человек — небольшими группами нелегально, по тропам контрабандистов, перешли польскую границу в окрестностях городов Барановичи и Новгород-Волынский (там же).
Студенты из Гомеля разместились в польском городе Белостоке, и р.Яфен возглавил это отделение ешивы. В короткий срок он и его соратники основали по всей Польше более шестидесяти филиалов, в которых обучалось несколько тысяч юношей.
Ряд отделений ешивы был создан и в других странах Европы — в частности, в Латвии и Англии, а в 5689 /1929/ году, по инициативе р. Яфена, группа из пятидесяти его учеников совершила алию на Землю Израиля и основала филиал в Тель-Авиве (там же с.191).
В годы второй мировой войны р. Яфен сумел выехать через Японию в США. Вскоре после окончания войны он собрал учеников, выживших в огне Катастрофы, и воссоздал ешиву «Новардок» в нью-йоркском районе Бруклин.
В 5709 /1949/ году он посетил Землю Израиля, а с 5726 /1966/ года окончательно переселился туда, возглавив ешиву «Новардок» в Тель-Авиве.
Он был избран членом Моэцет гдолей Тора (Совета выдающихся знатоков Торы) — руководящего органа всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль («Единство Израиля»).
Р. Авраам Яфен умер в канун праздника Песах 5730 /1970/ года.
Его беседы по еврейской этике были изданы в книге Амусар ведаат (Этика и мировоззрение). В книге Дерех эйтан (Надежный путь) опубликованы записи его уроков, в которых рассматриваются талмудические трактаты Бава меция и Хулин.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?