Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Один из духовных лидеров сефардской общины Земли Израиля

Раби Эзра бар Ицхак Атья (5647-5730 /1887-1970/ гг.) — один из духовных лидеров сефардской общины Земли Израиля, глава иерусалимской ешивы Порат Йосеф («Росток Йосефа»).

Родился пятнадцатого швата 5647 /1887/ года в сирийском городе Халебе (Алеппо).

В 5659 /1899/ году вместе с семьей переехал в Землю Израиля и поселился в Йерушалаиме.

В годы первой мировой войны, скрываясь от призыва в турецкую армию, эмигрировал в Египет. По возвращении в святой город учился в сефардской ешиве Оэль Моэд («Шатер Собрания»).

С начала 5680 /1920/ годов р. Атья стал одним из ведущих преподавателей в новой сефардской ешиве Порат Йосеф, в состав которой влилась и ешива Оэль Моэд.

Здание новой ешивы, строительство которого завершилось в 5683 /1923/ году, было возведено недалеко от Котеля (Стены плача) на деньги состоятельного калькуттского торговца Йосефа Шалома — его имя вошло в название ешивы. Помимо огромного учебного зала, в здании располагалось еще два «малых зала», обширная библиотека, а также пятьдесят жилых комнат для размещения студентов, приехавших из других городов и стран (Везэ шаар ашамаим с.481).

В 5685 /1925/ году, в возрасте тридцати восьми лет, р. Атья возглавил эту ешиву, ставшую вскоре мировым центром талмудического образования сефардских евреев.

Он собирал наиболее талантливых учеников со всего Ближнего Востока. Однажды в ешиву обратился чрезвычайно способный юноша из Багдада, но администрация отказалась его принять, заявив, что не имеет средств на содержание дополнительного студента. Тогда р. Атья потребовал, чтобы недостающие средства ежемесячно вычислялись его жалования. Юноша был зачислен и с годами стал выдающимся знатоком Торы (Маасей авотейну, Браха).

Среди учеников р. Атьи выделялись р. Йеуда Цадка, р. Бен-Цион Аба-Шауль и р. Овадья Йосеф, ставшие духовными лидерами следующего поколения сефардской общины Земли Израиля.

В 5708 /1948/ году, в дни Войны за Независимость, здание ешивы было разрушено арабами, захватившими Старый город Йерушалаима. Большинство рукописей р. Атьи погибло в огне. После победы в Шестидневной войне 5727 /1967/ года здание было восстановлено на прежнем месте (Везэ шаар ашамаим с.481).

Бывший сефарский главный раввин Израиля р. Мордехай Элияу, также бывший учеником р. Атьи, свидетельствует, что в своей жизни не встречал мудреца, подобного его учителю, обладавшему фантастической эрудицией и невероятной свободой оперирования талмудическим материалом.

Р. Эзра Атья умер в Йерушалаиме девятнадцатого ияра 5730 /1970/ года.

 

Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?