Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Душа, Иерусалим, Загробная жизнь, Смерть, Рав Александр Кац
Раби Йехиэль-Михл бар Аарон Тикочинский (5632-5715 /1872-1955/ гг.) — выдающийся законоучитель, машгиах иерусалимской ешивы Эц Хаим.
Родился пятнадцатого тевета 5632 /1872/ года в белорусском местечке Ляховичи, расположенном недалеко от г. Барановичей.
В месяце адар 5642 /1882/ года десятилетним мальчиком он прибыл в Землю Израиля и поселился в Йерушалаиме.
Р. Йехиэль-Михл женился на внучке р. Шмуэля Саланта, возглавлявшего ашкеназскую общину святого города. Он стал одним из ближайших учеников и помощников р. Шмуэля.
В 5660 /1900/ году, в возрасте двадцати восьми лет, он стал машгиахом, а затем и административным руководителем крупнейшей иерусалимской ешивы Эц Хаим («Древо жизни»), основанной р. Шмуэлем Салантом.
В течение многих лет р. Йехиэль-Михл собирал и исследовал обычаи различных ашкеназских общин Святой Земли. В 5664 /1904/ году на основе этого материала он начал издавать «календарь Тикочинского», ставший вскоре знаменитым.
В ежегодных выпусках своего календаря он указывал основные обычаи и традиции, связанные с праздниками и другими особо отмечаемыми днями. Наряду с этим, он приводил точное время восхода и заката солнца, рассчитанное для каждого дня года, а также время многих других природных явлений, имеющих алахическое значение.
С течением лет этот календарь дополнялся и совершенствовался — он стал необходимой принадлежностью любой ашкеназской синагоги в Земле Израиля.
Уделяя большое внимание изучению законов Торы, связанных с различными природными и астрономическими явлениями, р. Тикочинский написал на эту тему ряд значительных сочинений, среди которых выделяются книги Ткуфат аХама убирката (Солнечный период и благословение, произносимое в связи с ним), Бейн ашмашот (В сумерках) и Сефер айоман (Дневник).
В кодексах Алахот Швиит (Законы седьмого года) и Сефер аШмита (Книга субботнего года) р. Тикочинский изложил основные алахические нормы, связанные с практическим выполнением законов «седьмого года» на Земле Израиля.
В его законодательных сводах Сефер Эрец Исраэль (Книга Земли Израиля) и Ир акодеш веаМикдаш (Святой город и Храм) приведены законы, отражающие уникальный алахический статус Святой земли и ее древней столицы — Йерушалаима.
Другой цикл его алахических сочинений посвящен святости еврейской семьи и особым законам, определяющим отношения между супругами. Эти темы он отразил в книгах Тоорат Исраэль (Целомудрие народа Израиля) и Аиша аль-пи хукат Исраэль (Женщина в еврейском законодательстве).
В 5707 /1947/ году, в возрасте семидесяти пяти лет, р. Тикочинский издал законодательный свод Гешер аХаим (Мост жизни). В этой книге он кодифицировал законы и обычаи, связанные с пребыванием человека на «мосту», соединяющем этот мир и мир Будущий.
На основе священных книг кабалы р. Тикочинский проследил процесс «перехода», начинающийся задолго до самого момента физической смерти и завершающийся спустя длительный период после отделения души от тела. Он подробно изложил требования закона, определяющие поведение умирающего и окружающих его людей, а также поведение скорбящих в период похорон и последующих дней траура. В особых разделах книги он рассказал и о таком сложнейшем явлении, как частичная материализация души умершего, посещающей мир живых.
Размышляя о духовном смысле последнего «перехода», р. Тикочинский отмечал: «Ведь точно так же, как пребывание зародыша в утробе матери, — это только “мост”, ведущий его к жизни более привлекательной и богатой возможностями, так и земная жизнь — это только “мост”, ведущий к жизни более значимой и насыщенной светом» (Гешер ахаим 3:1).
По его словам, момент последнего «перехода» может стать для человека прорывом в подлинную реальность. Этот процесс начинается с глубокого осознания мимолетности и иллюзорности земной жизни, затмевающей духовное зрение своей обманчивой яркостью. «Наша жизнь протекает во времени, которого не существует в реальности, — писал он. — Каждое мгновение, как и любая ничтожно маленькая его доля, не имеет иной реальности, кроме роли “перевозчика” из прошлого в будущее. В жизни этого мира нет “настоящего”. За то время, пока мы произносим слово “миг”, и даже за то время, пока мы только начали произносить первую букву слова “миг”, сам этот миг уже перестал быть будущим и стал прошлым. Все, что еще не произошло, — будущее, все, что уже произошло, — прошлое. И так день, и так же тысяча лет: вся жизнь человека — “как день вчерашний, когда он минул” (Теилим 90:4)» (Гешер ахаим 3:2).
Свой последний «переход» р. Йехиэль-Михл Тикочинский совершил восьмого нисана 5715 /1955/ года, оттолкнувшись от земли святого Йерушалаима.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?