Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся проповедник, законоучитель и кабалист, духовный лидер еврейских общин Востока

Раби Йосеф-Хаим бар Элияу из Вавилона (Бен Иш Хай; 5593-5669 /1833-1909/ гг.) — выдающийся проповедник, законоучитель и кабалист, духовный лидер еврейских общин Востока.

Родился двадцать третьего ава 5593 /1833/ года в Багдаде, на земле древнего Вавилона. Сын багдадского даршана (проповедника) р. Элияу, написавшего авторитетный кабалистический трактат Мидраш Элияу («Толкование Элияу»).

В семилетнем возрасте ребенок провалился в глубокий колодец, и лишь благодаря чудесному стечению обстоятельств ему удалось спастись. В тот день он принял обет посвятить всю свою жизнь изучению Торы и служению Всевышнему (Гдолей адорот).

Его основным наставником был глава евреев Багдада р. Абдалла Сомех. Позднее он женился на дочери р. Сомеха.

В 5619 /1859/ году, после смерти отца, двадцатишестилетний р. Йосеф-Хаим сменил его в качестве даршана багдадской общины.

Вскоре его выступления приобрели особую популярность. Свою еженедельную лекцию он произносил в шабат, после полудня, в переполненном зале дома молитвы. Лекция продолжалась, как правило, три часа и буквально завораживала сердца слушателей. В рассказ, посвященный недельной главе Торы, р. Йосеф-Хаим вплетал увлекательные талмудические предания и жизненные истории. Вместе с тем, он включал в проповедь многочисленные законодательные положения, связанные с содержанием недельной главы или с различными календарными событиями (Гдолей адорот).

На основе этих проповедей он написал книгу, в которой тоже сочетал свои яркие драшот (толкования Пятикнижия) с кратким изложением практической алахи. Материал в книге, озаглавленной Бен Иш Хай («Сын мужа живого»), был расположен в соответствии с порядком недельных глав Торы.

Эта книга выдержала множество изданий и приобрела широчайшую популярность — в первую очередь, среди евреев восточных общин. В сефардских общинах сложился обычай изучать ее ежедневно, сразу после молитвы; она стала самым распространенным законодательным сводом — сефардским вариантом «Краткого Шульхан Аруха».

В последующих поколениях название прославленной книги целиком заменило собой имя автора — он вошел в историю еврейской мысли под именем «Бен Иш Хай».

В 5629 /1869/ году р. Йосеф-Хаим побывал на Земле Израиля.

Среди прочих святых мест он посетил могилу полководца Бенаяу бен Йеояда, который был также главой Великого Санхедрина в эпоху царя Шломо (Соломона). В духовном озарении р. Йосефу-Хаиму было открыто, что «корень» его души восходит именно к этому праведнику (Гдолей адорот).

После смерти его наставника р. Абдаллы Сомеха, последовавшей в 5649 /1889/ году, Бен Иш Хай стал фактическим главой евреев Багдада, а затем и всех еврейских общин Ирака.

Из многих общин Востока к нему обращались за решением спорных вопросов — его алахические респонсы были собраны в книгу Рав Пеалим («Велик делами»).

Его перу принадлежит еще около сорока изданных книг, среди которых особенно выделяются трактаты Бенаяу и Бен Йеояда, посвященные анализу талмудических агадот (преданий).

Бен Иш Хай написал более двухсот пиютов (духовных гимнов), многие из которых были включены в литургию восточных общин.

Наибольшей известностью пользуется его знаменитая песня о великом кабалисте и праведнике раби Шимоне бар Йохае (Рашби), начинающаяся словами: «Ваамартем ко лехай, раби Шимон бар Йохай!»

Р. Йосеф-Хаим из Вавилона, Бен Иш Хай, умер тринадцатого элуля 5669 /1909/ года — во время посещения могилы пророка Йехезкеля, расположенной в иракской деревне Аль-Капиль.

В похоронной церемонии, проходившей в Багдаде, участвовали десятки тысяч евреев, а также тысячи иноверцев. По некоторым сведениям, через день после погребения его прах был тайно перевезен из Багдада в Иерусалим и перезахоронен на Масличной горе (Гдолей адорот).

Более восьмидесяти его сочинений, в том числе, целый ряд книг по кабале, до сих пор остаются в рукописях.

Среди его ближайших учеников был один из ведущих кабалистов Иерусалима р. Селиман Элияу, автор основополагающего кабалистического трактата Керем Шломо (Виноградник Шломо).

 

Происхождение жизни

Доктор Джеральд Шредер

Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?

Археология по следам Традиции

Рав Пинхас Шнайдер

Археологические данные подтверждают еврейскую традицию

Тайная жизнь растений

Рафаэль Бен Лев

Есть ли у растений чувствительность? Многие научные открытия, совершенные в последние десятилетия с использованием новейших технологий и современной аппаратуры, оказывается, были предвосхищены много столетий назад еврейскими мудрецами и записаны в наших святых книгах. Неверующие люди не перестают удивляться и поражаться, но верующий еврей воспринимает эти факты совершенно естественно, понимая, что наша Традиция получена непосредственно от Творца Вселенной, который прекрасно осведомлен о законах своего мироздания

Сколько звезд в созвездии «Кима»?

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Данные Талмуда о числе звёзд в созвездии «Кима» («Плеяды») решительно противоречили очевидности - наблюдениям того времени, когда Талмуд был закончен. Откуда мудрецы получили эти сведения - более полутора тысяч лет назад, без соответствующих оптических приборов?

Нужен ли Б-г для сотворения мира?

Доктор Джеральд Шредер

Стивен Хокинг и другие ученые считают, что Творец не имеет никакого отношения к сотворению мира. Пытаясь объяснить возникновение Вселенной из ничего, они выдвинули концепцию квантовой вакуумной флуктуации. Их религиозный коллега считает иначе.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Слышит ли зародыш голоса извне?

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Великий комментатор Раши написал в комментарии к Мишне: "Ребенок в ее чреве обоняет запах еды и хочет ее". Спустя многие сотни лет исследования ученых подтвердили верность умозаключений еврейского мудреца и доказали, что в животе матери плод чувствует запахи, слушает музыку и получает удовольствие от тактильного общения со своими будущими родителями.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?