Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся проповедник, законоучитель и кабалист, духовный лидер еврейских общин Востока

Раби Йосеф-Хаим бар Элияу из Вавилона (Бен Иш Хай; 5593-5669 /1833-1909/ гг.) — выдающийся проповедник, законоучитель и кабалист, духовный лидер еврейских общин Востока.

Родился двадцать третьего ава 5593 /1833/ года в Багдаде, на земле древнего Вавилона. Сын багдадского даршана (проповедника) р. Элияу, написавшего авторитетный кабалистический трактат Мидраш Элияу («Толкование Элияу»).

В семилетнем возрасте ребенок провалился в глубокий колодец, и лишь благодаря чудесному стечению обстоятельств ему удалось спастись. В тот день он принял обет посвятить всю свою жизнь изучению Торы и служению Всевышнему (Гдолей адорот).

Его основным наставником был глава евреев Багдада р. Абдалла Сомех. Позднее он женился на дочери р. Сомеха.

В 5619 /1859/ году, после смерти отца, двадцатишестилетний р. Йосеф-Хаим сменил его в качестве даршана багдадской общины.

Вскоре его выступления приобрели особую популярность. Свою еженедельную лекцию он произносил в шабат, после полудня, в переполненном зале дома молитвы. Лекция продолжалась, как правило, три часа и буквально завораживала сердца слушателей. В рассказ, посвященный недельной главе Торы, р. Йосеф-Хаим вплетал увлекательные талмудические предания и жизненные истории. Вместе с тем, он включал в проповедь многочисленные законодательные положения, связанные с содержанием недельной главы или с различными календарными событиями (Гдолей адорот).

На основе этих проповедей он написал книгу, в которой тоже сочетал свои яркие драшот (толкования Пятикнижия) с кратким изложением практической алахи. Материал в книге, озаглавленной Бен Иш Хай («Сын мужа живого»), был расположен в соответствии с порядком недельных глав Торы.

Эта книга выдержала множество изданий и приобрела широчайшую популярность — в первую очередь, среди евреев восточных общин. В сефардских общинах сложился обычай изучать ее ежедневно, сразу после молитвы; она стала самым распространенным законодательным сводом — сефардским вариантом «Краткого Шульхан Аруха».

В последующих поколениях название прославленной книги целиком заменило собой имя автора — он вошел в историю еврейской мысли под именем «Бен Иш Хай».

В 5629 /1869/ году р. Йосеф-Хаим побывал на Земле Израиля.

Среди прочих святых мест он посетил могилу полководца Бенаяу бен Йеояда, который был также главой Великого Санхедрина в эпоху царя Шломо (Соломона). В духовном озарении р. Йосефу-Хаиму было открыто, что «корень» его души восходит именно к этому праведнику (Гдолей адорот).

После смерти его наставника р. Абдаллы Сомеха, последовавшей в 5649 /1889/ году, Бен Иш Хай стал фактическим главой евреев Багдада, а затем и всех еврейских общин Ирака.

Из многих общин Востока к нему обращались за решением спорных вопросов — его алахические респонсы были собраны в книгу Рав Пеалим («Велик делами»).

Его перу принадлежит еще около сорока изданных книг, среди которых особенно выделяются трактаты Бенаяу и Бен Йеояда, посвященные анализу талмудических агадот (преданий).

Бен Иш Хай написал более двухсот пиютов (духовных гимнов), многие из которых были включены в литургию восточных общин.

Наибольшей известностью пользуется его знаменитая песня о великом кабалисте и праведнике раби Шимоне бар Йохае (Рашби), начинающаяся словами: «Ваамартем ко лехай, раби Шимон бар Йохай!»

Р. Йосеф-Хаим из Вавилона, Бен Иш Хай, умер тринадцатого элуля 5669 /1909/ года — во время посещения могилы пророка Йехезкеля, расположенной в иракской деревне Аль-Капиль.

В похоронной церемонии, проходившей в Багдаде, участвовали десятки тысяч евреев, а также тысячи иноверцев. По некоторым сведениям, через день после погребения его прах был тайно перевезен из Багдада в Иерусалим и перезахоронен на Масличной горе (Гдолей адорот).

Более восьмидесяти его сочинений, в том числе, целый ряд книг по кабале, до сих пор остаются в рукописях.

Среди его ближайших учеников был один из ведущих кабалистов Иерусалима р. Селиман Элияу, автор основополагающего кабалистического трактата Керем Шломо (Виноградник Шломо).

 

Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»