Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Каббала, Вавилон, Диаспора, Рав Александр Кац
Раби Йосеф-Хаим бар Элияу из Вавилона (Бен Иш Хай; 5593-5669 /1833-1909/ гг.) — выдающийся проповедник, законоучитель и кабалист, духовный лидер еврейских общин Востока.
Родился двадцать третьего ава 5593 /1833/ года в Багдаде, на земле древнего Вавилона. Сын багдадского даршана (проповедника) р. Элияу, написавшего авторитетный кабалистический трактат Мидраш Элияу («Толкование Элияу»).
В семилетнем возрасте ребенок провалился в глубокий колодец, и лишь благодаря чудесному стечению обстоятельств ему удалось спастись. В тот день он принял обет посвятить всю свою жизнь изучению Торы и служению Всевышнему (Гдолей адорот).
Его основным наставником был глава евреев Багдада р. Абдалла Сомех. Позднее он женился на дочери р. Сомеха.
В 5619 /1859/ году, после смерти отца, двадцатишестилетний р. Йосеф-Хаим сменил его в качестве даршана багдадской общины.
Вскоре его выступления приобрели особую популярность. Свою еженедельную лекцию он произносил в шабат, после полудня, в переполненном зале дома молитвы. Лекция продолжалась, как правило, три часа и буквально завораживала сердца слушателей. В рассказ, посвященный недельной главе Торы, р. Йосеф-Хаим вплетал увлекательные талмудические предания и жизненные истории. Вместе с тем, он включал в проповедь многочисленные законодательные положения, связанные с содержанием недельной главы или с различными календарными событиями (Гдолей адорот).
На основе этих проповедей он написал книгу, в которой тоже сочетал свои яркие драшот (толкования Пятикнижия) с кратким изложением практической алахи. Материал в книге, озаглавленной Бен Иш Хай («Сын мужа живого»), был расположен в соответствии с порядком недельных глав Торы.
Эта книга выдержала множество изданий и приобрела широчайшую популярность — в первую очередь, среди евреев восточных общин. В сефардских общинах сложился обычай изучать ее ежедневно, сразу после молитвы; она стала самым распространенным законодательным сводом — сефардским вариантом «Краткого Шульхан Аруха».
В последующих поколениях название прославленной книги целиком заменило собой имя автора — он вошел в историю еврейской мысли под именем «Бен Иш Хай».
В 5629 /1869/ году р. Йосеф-Хаим побывал на Земле Израиля.
Среди прочих святых мест он посетил могилу полководца Бенаяу бен Йеояда, который был также главой Великого Санхедрина в эпоху царя Шломо (Соломона). В духовном озарении р. Йосефу-Хаиму было открыто, что «корень» его души восходит именно к этому праведнику (Гдолей адорот).
После смерти его наставника р. Абдаллы Сомеха, последовавшей в 5649 /1889/ году, Бен Иш Хай стал фактическим главой евреев Багдада, а затем и всех еврейских общин Ирака.
Из многих общин Востока к нему обращались за решением спорных вопросов — его алахические респонсы были собраны в книгу Рав Пеалим («Велик делами»).
Его перу принадлежит еще около сорока изданных книг, среди которых особенно выделяются трактаты Бенаяу и Бен Йеояда, посвященные анализу талмудических агадот (преданий).
Бен Иш Хай написал более двухсот пиютов (духовных гимнов), многие из которых были включены в литургию восточных общин.
Наибольшей известностью пользуется его знаменитая песня о великом кабалисте и праведнике раби Шимоне бар Йохае (Рашби), начинающаяся словами: «Ваамартем ко лехай, раби Шимон бар Йохай!»
Р. Йосеф-Хаим из Вавилона, Бен Иш Хай, умер тринадцатого элуля 5669 /1909/ года — во время посещения могилы пророка Йехезкеля, расположенной в иракской деревне Аль-Капиль.
В похоронной церемонии, проходившей в Багдаде, участвовали десятки тысяч евреев, а также тысячи иноверцев. По некоторым сведениям, через день после погребения его прах был тайно перевезен из Багдада в Иерусалим и перезахоронен на Масличной горе (Гдолей адорот).
Более восьмидесяти его сочинений, в том числе, целый ряд книг по кабале, до сих пор остаются в рукописях.
Среди его ближайших учеников был один из ведущих кабалистов Иерусалима р. Селиман Элияу, автор основополагающего кабалистического трактата Керем Шломо (Виноградник Шломо).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?