Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ассимиляция, Алия, Диаспора, Рав Александр Кац, Государство Израиль, Кровавый навет
Раби Амрам бар Ихье Корах (Сеарат Тейман; 5631-5713 /1871-1952/ гг.) — выдающийся законоучитель и летописец евреев Йемена, духовный лидер йеменской алии.
Родился в месяце сиван 5631 /1871/ года в г. Сане, столице Йемена. Сын и ученик знаменитого знатока Торы р. Ихье Кораха (Марпэ Лашон).
В 5693 /1933/ году р. Амрам Корах стал верховным раввином Йемена, сменив на этом посту р. Ихье Алеви Ицхака.
Он написал книгу Сеарат Тейман (Буря на Юге) — обстоятельную энциклопедию, освещающую все стороны общинной жизни евреев Йемена (слово Тейман переводится со святого языка и как «юг», и как «Йемен»). В книгу включены очерки, посвященные двухтысячелетней истории евреев страны, их образу жизни, культуре, уникальным традициям и обычаям.
Р. Амрам Корах удостоился стать последним верховным раввином «йеменского изгнания» — в 5709 /1949/ году, после образования государства Израиль, он вместе со всей еврейской общиной Йемена совершил алию (подъем) на Святую Землю.
В 5708 /1948/ году, после того, как в Сане арестовали нескольких евреев, обвинив их в ритуальных убийствах, по стране прокатилась волна погромов. Со всех концов Йемена пешком, иногда неделями находясь в пути, евреи устремились в портовый город Аден, а оттуда самолетами — в Землю Израиля. В течение года на Святую Землю прибыло около сорока пяти тысяч беженцев — подавляющее большинство еврейского населения Йемена. В Адене они поднимались по трапу самолета с предвкушением приближающейся геулы — конечного избавления, но израильская действительность оказалась обескураживающей. Благочестивых и целомудренных йеменских олим селили в большие армейские палатки, по несколько семей в каждую, — так, что соблюдение законов скромности становилось трудновыполнимой задачей. Силой и хитростью у вновь прибывших отбирали детей и отсылали в маханот аноар (молодежные лагеря), где им стремились привить ценности светского общества. Например, девушкам выдавали только «модные» платья, ношение которых противоречило законам скромности, а привезенные из Йемена, целомудренные одежды запрещали даже стирать. В итоге многим девушкам приходилось оставаться в одном и том же платье по году и более, пока оно не начинало тлеть прямо на теле. Далеко не все могли выдержать подобные испытания — и «перековка» йеменских олим в «новых евреев, свободных от галутных предрассудков», шла полным ходом (Иквета димешиха 190).
Р. Амрам Корах умер в Йерушалаиме — в канун праздника Суккот 5713 /1952/ года.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»