Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров евреев Венгрии

Раби Шломо-Залман бар Яаков Эренрайх (5623-5704 /1863-1944/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров евреев Венгрии.

Родился девятого тамуза 5623 /1863/ года в городке Бергасесе.

По завершении периода ученичества стал законоучителем и преподавателем Талмуда в г. Сиксе.

В 5654 /1894/ году тридцатилетний р. Эренрайх возглавил общину г. Тэшаба и основал в этом городке ешиву. В конце 5659 /1899/ года он стал главным раввином крупной общины г. Шимлеула и перевел свою ешиву туда — на новом месте ешива значительно расширилась и приобрела широкую известность.

В последующие десятилетия р. Эренрайх стал одним из самых авторитетных посеков (законоучителей) своего поколения — за решением спорных вопросов к нему обращались не только из многих общин Европы, но и из Земли Израиля, в том числе, и глава харедимной общины Йерушалаима р. Йосеф-Хаим Зонненфельд.

Его алахические респонсы были собраны в книгу, названную Лехем Шломо («Хлеб Шломо»).

Р. Эренрайх был также высококвалифицированным моэлем — за сорок пять лет своего пребывания в Шимлеуле он сам сделал обрезание большинству мальчиков, родившихся в этом городе (Энциклопедия левейт Исраэль т.16).

До глубокой старости р. Эренрайх сохранял юношескую энергию — привыкнув в течение всей жизни окунаться в микву перед молитвой, он и в восемьдесят лет зимними утрами погружался в воды реки, покрытой тонкой корочкой льда (Гдолей адорот).

С началом второй мировой войны целый ряд еврейских организаций пытался вызволить его из пылающей Европы, но он категорически отказывался оставить свою общину.

«Я бы не хотел отделять себя от других — что будет со всей общиной, то произойдет и со мной», — объяснял он (Ки эш кадха беапи с.139).

И в этот период он продолжал интенсивную творческую работу — его последняя книга Тиюль бепардес (Путешествие по Саду /наслаждений/) вышла в свет в 5702 /1942/ году.

В 5704 /1944/ году нацисты приступили к окончательному уничтожению евреев Венгрии.

Седьмого сивана, на второй день праздника Шавуот, р. Эренрайха и его семью заключили в гетто, созданное в Шимлеуле. Палачи издевались и глумились над ним — ему срезали бороду, на его глазах сожгли все рукописи шеститомного сочинения, над которым он работал более полувека и которое считал делом всей своей жизни (Ки эш кадха беапи с.139).

Одиннадцатого сивана евреев Шимлеуля доставили в концентрационный лагерь Аушвиц (Освенцим). На подходе к газовым камерам люди разрыдались. Р. Эренрайх обратился к своей общине и призвал «принять приговор Небес с любовью и радостью — ведь не каждый день предоставляется возможность освятить Имя Б-га и не каждый человек этого удостаивается» (там же).

В газовую камеру старый мудрец вошел, поддерживаемый с двух сторон сыновьями — р. Моше-Йеудой и р. Хаимом. Перед смертью он успел произнести Видуй (Исповедь), а также благословение на выполнение заповеди кидуш Ашем (освящение Имени). Последними его словами были: «Слушай, Израиль, Г-сподь — наш Б-г, Г-сподь един» (Гдолей адорот; Ки эш кадха беапи с.139).


Агаду-шель-Песах, или Пасхальную Агаду, положено читать во время Седера — трапезы, которую мы проводим в первую пасхальную ночь. В эту Агаду наши мудрецы вложили ответы на многие вопросы об Исходе из Египта, празднике Песах и всей истории еврейского народа Читать дальше