Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Самопожертвование, Холокост, Рав Александр Кац, Освящение Имени Всевышнего
Раби Шломо-Залман бар Яаков Эренрайх (5623-5704 /1863-1944/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров евреев Венгрии.
Родился девятого тамуза 5623 /1863/ года в городке Бергасесе.
По завершении периода ученичества стал законоучителем и преподавателем Талмуда в г. Сиксе.
В 5654 /1894/ году тридцатилетний р. Эренрайх возглавил общину г. Тэшаба и основал в этом городке ешиву. В конце 5659 /1899/ года он стал главным раввином крупной общины г. Шимлеула и перевел свою ешиву туда — на новом месте ешива значительно расширилась и приобрела широкую известность.
В последующие десятилетия р. Эренрайх стал одним из самых авторитетных посеков (законоучителей) своего поколения — за решением спорных вопросов к нему обращались не только из многих общин Европы, но и из Земли Израиля, в том числе, и глава харедимной общины Йерушалаима р. Йосеф-Хаим Зонненфельд.
Его алахические респонсы были собраны в книгу, названную Лехем Шломо («Хлеб Шломо»).
Р. Эренрайх был также высококвалифицированным моэлем — за сорок пять лет своего пребывания в Шимлеуле он сам сделал обрезание большинству мальчиков, родившихся в этом городе (Энциклопедия левейт Исраэль т.16).
До глубокой старости р. Эренрайх сохранял юношескую энергию — привыкнув в течение всей жизни окунаться в микву перед молитвой, он и в восемьдесят лет зимними утрами погружался в воды реки, покрытой тонкой корочкой льда (Гдолей адорот).
С началом второй мировой войны целый ряд еврейских организаций пытался вызволить его из пылающей Европы, но он категорически отказывался оставить свою общину.
«Я бы не хотел отделять себя от других — что будет со всей общиной, то произойдет и со мной», — объяснял он (Ки эш кадха беапи с.139).
И в этот период он продолжал интенсивную творческую работу — его последняя книга Тиюль бепардес (Путешествие по Саду /наслаждений/) вышла в свет в 5702 /1942/ году.
В 5704 /1944/ году нацисты приступили к окончательному уничтожению евреев Венгрии.
Седьмого сивана, на второй день праздника Шавуот, р. Эренрайха и его семью заключили в гетто, созданное в Шимлеуле. Палачи издевались и глумились над ним — ему срезали бороду, на его глазах сожгли все рукописи шеститомного сочинения, над которым он работал более полувека и которое считал делом всей своей жизни (Ки эш кадха беапи с.139).
Одиннадцатого сивана евреев Шимлеуля доставили в концентрационный лагерь Аушвиц (Освенцим). На подходе к газовым камерам люди разрыдались. Р. Эренрайх обратился к своей общине и призвал «принять приговор Небес с любовью и радостью — ведь не каждый день предоставляется возможность освятить Имя Б-га и не каждый человек этого удостаивается» (там же).
В газовую камеру старый мудрец вошел, поддерживаемый с двух сторон сыновьями — р. Моше-Йеудой и р. Хаимом. Перед смертью он успел произнести Видуй (Исповедь), а также благословение на выполнение заповеди кидуш Ашем (освящение Имени). Последними его словами были: «Слушай, Израиль, Г-сподь — наш Б-г, Г-сподь един» (Гдолей адорот; Ки эш кадха беапи с.139).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?