Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если будет у тебя нищий, один из братьев твоих, в одних из врат твоих на твоей земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред твоим братом нищим. Но открывай руку твою ему, и давай ему в долг по мере нужды его, чего недостает ему.»Дварим 15:7-8
Хасидский лидер и праведник

Раби Исраэль бар Барух Хагер из Вижницы (5620-5696 /1860-1936/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.

Его прадедом был прославленный цадик р. Исраэль из Ружина, а дедом — р. Менахем-Мендл Хагер, основавший в 5614 /1854/ году хасидский «двор» в буковинском городе Вижницы.

Родился второго элуля 5620 /1860/ года и был назван в честь прадеда, р. Исраэля из Ружина.

В 5653 /1893/ году, после смерти отца, тридцатитрехлетний р. Исраэль встал во главе «двора» в Вижнице, и тысячи хасидов признали его своим духовным руководителем.

В годы первой мировой войны он перенес свой «двор» в венгерский город Гроссварден, где к его общине присоединилось множество хасидов из различных областей Венгрии.

Р. Исраэль из Вижницы был широко известен своим гостеприимством. В годы войны, несмотря на крайнюю стесненность в денежных средствах и чудовищную дороговизну военного времени, он предоставлял убежище в своем доме сотням молодых евреев, скрывающихся от призыва в армию (Маасей авотейну, Цав).

Для некоторых из этих юношей ему даже удавалось добиться освобождения от рекрутского набора — и порой при весьма загадочных обстоятельствах. Одного призывника он направил в соседний город, сказав, чтобы тот разыскал местного шойхета, который поможет ему в решении проблемы. Однако шойхет крайне удивился неожиданному визиту — ведь с армией у него не было никаких связей. Тем не менее, шойхет отправился вместе с юношей в Гроссварден, чтобы выяснить, почему глубоко почитаемый Ребе велел обратиться именно к нему. В вагоне поезда они сели на свободные места рядом с офицером. Вдруг офицер с криком радости заключил шойхета в объятия. Оказалось, что в детские годы они были ближайшими соседями и друзьями, но с тех пор не виделись много лет. В завязавшемся разговоре шойхет объяснил другу детства причину своей поездки. Попросив у призывника его повестку, офицер побледнел и сказал: «Это моя подпись!.. Могу ли я вместе с вами посетить мудреца, который заранее предвидел все, что произошло в этом вагоне?!» Достигнув Гроссвардена, все трое получили благословение от р. Исраэля, а спустя несколько дней, офицер, пользуясь своей властью, освободил юношу от призыва (там же, Масей).

Наряду с укрывающимися от армии, в доме р. Исраэля питалось также множество еврейских солдат, не желавших оскверняться некошерной пищей из армейских котлов. Позднее р. Исраэль даже организовал при своем «дворе» специальную кухню для солдат-евреев из частей, стоявших вокруг Гроссвардена (там же, Цав).

Р. Исраэль отличался высочайшей порядочностью и пунктуальностью в имущественных вопросах — и не только в отношении отдельных людей, но и в отношении общественных служб.

Однажды из-за давки, царящей в поезде, кондуктор не сумел протиснуться в ту часть вагона, где ехал р. Исраэль. И по окончании путешествия Ребе сам проколол свой билет и не стал использовать его для иных поездок (там же, Ваикра).

В другой раз перед посадкой в поезд он не успел купить билет — однако контролер в вагоне не появился, и р. Исраэль благополучно доехал до места назначения. Тем не менее, сойдя с поезда, он тут же купил билет на уже совершенную поездку и разорвал его (там же).

Когда ему приходилось пересылать свои письма с оказией, он, как правило, покупал соответствующее количество марок, чтобы не наносить убыток почтовому ведомству (там же).

Р. Исраэль из Вижницы прославился как защитник неимущих и обездоленных.

Однажды он пришел в гости к директору городского банка и в течение нескольких минут просидел молча. Хозяин дома также не решался прервать молчание. Наконец, р. Исраэль поднялся и пошел к выходу. Заинтригованный банкир взялся проводить его, но и по дороге мудрец молчал. Наконец, не выдержав, банкир спросил его о цели загадочного визита. «Я заходил к тебе, чтобы выполнить заповедь», — объяснил Ребе. «Какую заповедь?!», — изумился банкир. «По словам наших мудрецов, — пояснил р. Исраэль, — точно так же, как человеку заповедовано произнести наставление, которое будет воспринято, ему заповедовано не произносить наставление, которое не будет воспринято (Йевамот 65б). Вот эту заповедь “Не произносить…” я и выполнил!». Заинтригованный еще больше банкир стал допытываться, какое именно наставление утаил от него мудрец. В конце концов, уступив его настойчивым уговорам, р. Исраэль рассказал, что одна вдова задолжала его банку крупную сумму, и теперь, в уплату долга, банк собирается продать с молотка ее дом. «Бедная вдова останется без крыши над головой, — заключил р. Исраэль. — Необходимо простить ей долг». «Это невозможно!» — сказал банкир. «Я и говорил, что такое наставление не будет тобой воспринято», — отпарировал р. Исраэль. После нескольких дней мучительных размышлений банкир покрыл долг вдовы из своего кармана (Гдолей адорот).

Р. Исраэль из Вижницы умер второго сивана 5696 /1936/ года.

Во главе хасидской общины его сменили сыновья р. Хаим-Меир из Вижницы (см.) и р. Элиэзер из Вижницы (Дамесек Элиэзер), перенесшие свои «дворы» на Землю Израиля.

Его толкования Торы были изданы сыновьями под заглавием Аават Исраэль (Любовь к народу Израиля) — по их мнению, именно такое название книги в наиболее полной мере отражало жизненное кредо автора.


Творец создал мир несовершенным, чтобы у нас был шанс его улучшить — как пример, сделав доброе дело другому. Эта незавершенность мира, где есть место нам проявить свою доброту — есть проявление доброты Всевышнего. Читать дальше