Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся хасидский наставник, один из духовных лидеров поколения

Раби Исраэль бар Давид-Моше Фридман (р. Исраэль из Чорткова; 5614-5694 /1854-1933/ гг.) — выдающийся хасидский наставник, один из духовных лидеров поколения.

Происходил из рода царя Давида.

Прямой потомок одного из основателей хасидского движения р. Дова-Бера, Магида из Межерича.

Его дед, прославленный хасидский праведник р. Исраэль из Ружина, спасаясь от преследований царских властей, принял подданство Австро-Венгрии и перенес свой «двор» в буковинский городок Садигуру (Садгору).

Родился десятого ияра 5614 /1854/ года.

В 5619 /1859/ году его отец, р. Давид-Моше, основал хасидский «двор» в галицийском городе Чорткове, стоящем на реке Серет.

В 5631 /1871/ году семнадцатилетний р. Исраэль женился на своей двоюродной сестре Рухаме-Бат Шеве, дочери своего дяди р. Авраама-Яакова Фридмана из Садигуры.

В 5664 /1903/ году, после смерти отца, р. Исраэль сменил его во главе «двора» в Чорткове — тысячи, а затем и десятки тысяч хасидов, потянулись к нему за благословением и наставлением.

В годы первой мировой войны р. Исраэль перенес свой «двор» в столицу Австрии — Вену. В 5680-е /1920-е/ годы он приобрел статус одного из духовных лидеров поколения — к его мнению прислушивались в большинстве общин Европы, как хасидских, так и литовских. Среди его учеников были авторитетнейшие знатоки Торы — в том числе, и р. Меир Шапиро, инициатор программы Даф Йоми (дневной лист Талмуда).

Р. Исраэль из Чорткова явился одним из организаторов и руководителей всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля): в 5683 /1923/ году в Вене, под его патронажем, состоялся исторический конгресс Агудат Исраэль, получивший название Акнесия агдола (Великое собрание), — в работе этого форума принимали участие более девятисот делегатов из двенадцати европейских стран, а также из США, Земли Израиля и Ирака.

Одной из приоритетных задач в деятельности Агудат Исраэль р. Исраэль считал совершенствование системы еврейского воспитания — ведь основы веры у нового поколения должны быть настолько прочными, чтобы оно смогло противостоять дезориентирующему влиянию окружающего светского общества, реформизма и сионизма. Р. Исраэль видел национальную трагедию в том, что сионистское движение приобрело доминирующее положение на Святой Земле. Он говорил: «Несколько раз в течение истории еврейский народ стоял на пороге полного избавления, но каждый раз грехи народа искажали ситуацию. В период Второго Храма Геула (конечное избавление) уже пробуждалась, но все было приостановлено основателем христианства. В 5408 /1658/ году еврейский мир вновь стоял на пороге избавления, но реализации геулы помешал лже-мессия Шабатай Цви. И в наши время начиналось великое пробуждение, ведущее к геуле, но, из-за многих наших грехов, все испортили сионисты» (Мааданей Йосеф с.268).

Свои толкования Торы р. Исраэль из Чорткова изложил в ряде книг, заглавие каждой из которых включает его имя: Атерет Исраэль (Корона Израиля), Тиферет Исраэль (Великолепие Израиля), Незер Исраэль (Венец Израиля) и Исмах Исраэль (Возрадуется Израиль).

Р. Исраэль из Чорткова умер тринадцатого кислева 5694 /1933/ года. Похоронен в Вене.

Во главы хасидской общины его сменил сын р. Нахум-Мордехай из Чорткова (5634-5706 /1874-1946/ гг.) — в 5699 /1939/ году, перед самым началом второй мировой войны, он перенес свой «двор» на Землю Израиля, в г. Тель-Авив.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.