Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Сионизм, Хасиды, Рав Александр Кац
Раби Исраэль бар Давид-Моше Фридман (р. Исраэль из Чорткова; 5614-5694 /1854-1933/ гг.) — выдающийся хасидский наставник, один из духовных лидеров поколения.
Происходил из рода царя Давида.
Прямой потомок одного из основателей хасидского движения р. Дова-Бера, Магида из Межерича.
Его дед, прославленный хасидский праведник р. Исраэль из Ружина, спасаясь от преследований царских властей, принял подданство Австро-Венгрии и перенес свой «двор» в буковинский городок Садигуру (Садгору).
Родился десятого ияра 5614 /1854/ года.
В 5619 /1859/ году его отец, р. Давид-Моше, основал хасидский «двор» в галицийском городе Чорткове, стоящем на реке Серет.
В 5631 /1871/ году семнадцатилетний р. Исраэль женился на своей двоюродной сестре Рухаме-Бат Шеве, дочери своего дяди р. Авраама-Яакова Фридмана из Садигуры.
В 5664 /1903/ году, после смерти отца, р. Исраэль сменил его во главе «двора» в Чорткове — тысячи, а затем и десятки тысяч хасидов, потянулись к нему за благословением и наставлением.
В годы первой мировой войны р. Исраэль перенес свой «двор» в столицу Австрии — Вену. В 5680-е /1920-е/ годы он приобрел статус одного из духовных лидеров поколения — к его мнению прислушивались в большинстве общин Европы, как хасидских, так и литовских. Среди его учеников были авторитетнейшие знатоки Торы — в том числе, и р. Меир Шапиро, инициатор программы Даф Йоми (дневной лист Талмуда).
Р. Исраэль из Чорткова явился одним из организаторов и руководителей всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля): в 5683 /1923/ году в Вене, под его патронажем, состоялся исторический конгресс Агудат Исраэль, получивший название Акнесия агдола (Великое собрание), — в работе этого форума принимали участие более девятисот делегатов из двенадцати европейских стран, а также из США, Земли Израиля и Ирака.
Одной из приоритетных задач в деятельности Агудат Исраэль р. Исраэль считал совершенствование системы еврейского воспитания — ведь основы веры у нового поколения должны быть настолько прочными, чтобы оно смогло противостоять дезориентирующему влиянию окружающего светского общества, реформизма и сионизма. Р. Исраэль видел национальную трагедию в том, что сионистское движение приобрело доминирующее положение на Святой Земле. Он говорил: «Несколько раз в течение истории еврейский народ стоял на пороге полного избавления, но каждый раз грехи народа искажали ситуацию. В период Второго Храма Геула (конечное избавление) уже пробуждалась, но все было приостановлено основателем христианства. В 5408 /1658/ году еврейский мир вновь стоял на пороге избавления, но реализации геулы помешал лже-мессия Шабатай Цви. И в наши время начиналось великое пробуждение, ведущее к геуле, но, из-за многих наших грехов, все испортили сионисты» (Мааданей Йосеф с.268).
Свои толкования Торы р. Исраэль из Чорткова изложил в ряде книг, заглавие каждой из которых включает его имя: Атерет Исраэль (Корона Израиля), Тиферет Исраэль (Великолепие Израиля), Незер Исраэль (Венец Израиля) и Исмах Исраэль (Возрадуется Израиль).
Р. Исраэль из Чорткова умер тринадцатого кислева 5694 /1933/ года. Похоронен в Вене.
Во главы хасидской общины его сменил сын р. Нахум-Мордехай из Чорткова (5634-5706 /1874-1946/ гг.) — в 5699 /1939/ году, перед самым началом второй мировой войны, он перенес свой «двор» на Землю Израиля, в г. Тель-Авив.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»