Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввины, Изучение Торы, Рав Александр Кац, Богобоязненность, Раби Моше Файнштейн, Ешива Слободка
Раби Песах Прускин (р. Песах из Кобрина; 5639-5700 /1879-1940/ гг.) — выдающийся исследователь Талмуда и педагог.
Учился в ешиве г. Радина у р. Исраэля-Меира Акоэна (Хафец Хаим), а затем в ешиве Слободки у р. Натана-Цви Финкеля (Саба из Слободки).
В 5657 /1897/ году он вошел в число четырнадцати учеников, направленных р. Натаном-Цви для создания новой ешивы в городе Слуцке. Здесь он занимался под руководством р. Исера-Залмана Мельцера, возглавившего ешиву.
Несколько лет спустя р. Песах занял в ешиве Слуцка должность машгиаха.
Он был известен своей исключительной богобоязненностью — этические беседы, проводимые им в ешиве, пробуждали учеников к самоотверженному служению Творцу. Однако репутацией ламдана (ученого, знатока Торы) он не пользовался — многие считали его посредственностью. Однажды, когда в ешиве обсуждалась сложнейшая талмудическая проблема, возникшая при изучении трактата Бава кама, р. Песах высказал свое мнение, но оно даже не было принято к рассмотрению, а некоторые из участников дискуссии пренебрежительно усмехнулись. Оставшись один, р. Песах горько разрыдался и в слезах задремал. Ему приснилось, будто он начал заново изучать трактат Бава кама, — но теперь ему сопутствовала величайшая помощь с Небес, раскрывающая перед ним все секреты. Проснувшись, р. Песах принялся учиться с небывалой уверенностью в своих силах — и в кратчайший срок с ним произошли заметные изменения: все чаще и чаще он совершал при изучении Торы удивительные открытия, и окружающие были поражены его стремительным интеллектуальным взлетом (Маасей авотейну, Хукат).
Р. Песах отправился в Бриск (Брест-Литовск) к р. Хаиму Соловейчику (р. Хаиму Брискеру) и в течение нескольких месяцев занимался под его руководством, изучая его метод талмудического анализа. Он вернулся в Слуцк, обладая репутацией одного из самых ярких и самобытных знатоков Торы (Гдолей адорот).
В 5669 /1909/ году, следуя совету своего наставника р. Натана-Цви, р. Песах основал новую ешиву в городе Шклове. Ядром ешивы стала группа учеников, присланная из Слободки и Слуцка.
Среди ближайших учеников р. Песаха, прибывших с ним из Слуцка, был и юный р. Моше Файнштейн, ставший одним из духовных лидеров следующего поколения знатоков Торы.
С течением времени шкловская ешива р. Песаха стала самой значительной в своем регионе, и число студентов в ней возросло до двухсот.
В 5690-е /1930-е/ годы р. Песах возглавлял крупную общину белорусского города Кобрина, входящего в состав Польши.
Р. Песах Прускин погиб в 5700 /1940/ году, в самом начале второй мировой войны.
Его талмудические исследования, пережившие огонь Катастрофы, были опубликованы в книге Хидушей Рабейну Песах миКобрин («Открытия нашего наставника р. Песаха из Кобрина»).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?