Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель, духовный лидер еврейских общин Османской империи

Раби Хаим Фаладжи (5548-5629 /1788-1869/ гг.) — выдающийся законоучитель, духовный лидер еврейских общин Османской империи.

Родился в турецком городе-порте Измире, в семье потомков изгнанников из Испании. Его дед р. Йосеф-Рефаэль Хазан был главным раввином Измира, а затем Йерушалаима.

Впоследствии в одной из своих книг р. Фаладжи так подытожил путь своего духовного развития: «Со дня, когда я стал мыслить, и до двадцати лет, я занимался только изучением Торы — днями и ночами, не отвлекаясь ни на что постороннее. С двадцати лет и до сорока, когда на мне уже лежала ответственность за семью, я занимался многими мирскими делами — но при этом в часы, когда я был свободен от дел, я не отвлекался ни на какие пустопорожние разговоры и развлечения, а только совершенствовал свои познания в Торе. С сорока лет, когда я стал судьей и законоучителем, на меня легли заботы общины, и из года в год этот груз возрастал, и уже не было минуты, свободной от посетителей, приходящих со своими тяжбами и проблемами из самого Измира и из всех окрестных земель, — и мое сердце тоскует из-за того, что я не могу заниматься Торой, как бы мне хотелось» (Коль ахаим).

В 5597 /1837/ году, в возрасте сорока девяти лет, р. Фаладжи стал главой раввинского суда Измира.

В 5601 /1841/ году во время большого пожара в Измире сгорело пятьдесят семь его рукописных сочинений, готовых к печати, — и еще четырнадцать рукописей один из его учеников сумел вытащить из пылающего дома, рискуя собственной жизнью.

Р. Фаладжи тяжело переживал утрату большей части своих трудов — он заболел и слег в кровать. Однако его сын, зная о великолепной памяти р. Фаладжи, попытался спасти утраченное — в течение месяца он сидел у кровати отца и записывал под его диктовку тексты сгоревших книг. Восстановив по памяти значительную часть рукописей, р. Фаладжи поправился (Гдолей адорот).

В 5615 /1855/ году р. Фаладжи стал официально признанным главой еврейских общин Турции, и ему было присвоено звание хахам баши (главного раввина). К нему обращались за решением спорных вопросов из многих сефардских общин диаспоры — его респонсы собраны в книге Лев Хаим («Сердце жизни»).

Среди опубликованных им книг значительное место занимают сочинения по кабале.

В возрасте восьмидесяти лет р. Фаладжи выпустил книгу Коль аХаим («Голос жизни»), в которой рассказал о том, как человек должен подготовиться к переходу в вечность.

За день до смерти он пригласил к себе руководителей измирской общины и в их присутствии составил завещание. В день смерти он, как обычно, рано поднялся, помолился в миньяне и до полудня давал уроки — затем он облокотил голову на правую руку и с улыбкой на устах возвратил свою душу Творцу Вселенной (Гдолей адорот).

Р. Хаим Фаладжи был призван в Небесную Ешиву семнадцатого швата 5629 /1869/ года, на восемьдесят первом году жизни.

С разрешения издательства Швут Ами


В этой недельной главе даются описания заповедей, связанных с Землей Израиля, таких, как приношение первых плодов (бикурим). Народу Израиля предписывается организовать церемонию проклятий и благословений на горах Гризим и Эйваль. Глава также пророчествует о невзгодах изгнания, которые обрушатся на еврейский народ за отход от Торы и заповедей Творца. Читать дальше