Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввины, Хасиды, Рав Александр Кац
Раби Элазар-Мендель бар Моше Бидерман (р. Элазар-Мендель из Лелова; 5587-5643 /1827-1883/ гг.) — духовный лидер хасидской общины Йерусалима.
Происходил из рода царя Давида.
Родился в галицийском городке Лелове. Его дед, р. Давид Бидерман, был основателем хасидского «двора» в Лелове.
Изучал Тору под руководством отца, р. Моше из Лелова, унаследовавшего леловский «двор» в 5574 /1814/ году, после смерти р. Давида.
Р. Элазар-Мендель женился на внучке выдающегося хасидского наставника р. Яакова-Ицхака Гурвица (Хозе из Люблина).
Вместе с семидесятипятилетним отцом и группой хасидов он прибыл в Землю Израиля в самом начале 5611 /1850/ года, после праздника Суккот. Они поселились в Йерушалаиме.
Тринадцатого тевета 5611 /1851/ года, всего через два с половиной месяца по прибытии, его отец, р. Моше, умер, и р. Элазар-Мендель, которому едва исполнилось двадцать четыре года, сменил его во главе общины, прибывшей из Лелова. С течением времени он стал духовным лидером всех хасидов Йерушалаима.
Ежедневно после полудня он приходил к Стене Плача и молился там минху и маарив. Его молитва продолжалась много часов, и он оставался у Стены Плача один, когда все уже давным-давно расходились. Никакие помехи, регулярно чинимые арабами, не могли запугать его и заставить отказаться от посещения святыни (Везэ шаар ашамаим с. 251).
Р. Элазар-Мендель из Лелова скоропостижно скончался шестнадцатого адара 5643 /1883/ года, на исходе Шушан-Пурима.
Во время пуримской трапезы его лицо излучало свет счастья и душевной гармонии. Он поднял бокал вина, пожелал окружавшим его хасидам удостоиться скорого прихода Машиаха, сказал: «Лехаим!», а затем сразу же произнес «Слушай, Израиль!..» — с этими словами его душа покинула тело (Энциклопедия левейт Исраэль т.4).
Во главе леловского общины — первого хасидского «двора», укоренившегося на почве Йерушалаима, — его сменил сын р. Давид-Шломо из Лелова.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?