Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Родился в Пресбурге (Братиславе). Его мать была дочерью главного раввина Пресбурга р. Моше Софера (Хатам Софера).

Раби Шмуэль бар Давид-Цви Эренфельд (5595-5643 /1835-1883/ гг.) — один из духовных лидеров венгерских евреев.

Родился в Пресбурге (Братиславе). Его мать была дочерью главного раввина Пресбурга р. Моше Софера (Хатам Софера).

Учился в пресбургской ешиве под руководством своего дяди р. Авраама-Шмуэля-Биньямина Софера (Ктав Софер).

Начиная с 5626 /1866/ года возглавлял небольшие общины в Венгрии и Румынии. В 5637 /1877/ году он стал главным раввином венгерского города Матерсдорфа и возглавил там большую ешиву.

Его уроки в ешиве отличались ясностью и четкостью законодательных выводов, вытекающих из талмудической дискуссии. На основе своих уроков он составил комментарий к двум разделам кодекса Шульхан Арух (к разделу Орах Хаим, включающему правила повседневной жизни, и к разделу Хошен мишпат, посвященному имущественным конфликтам) — эта книга получила название Атерет бахурим (Венец юношей).

Многие законоучителя Европы обращались к нему за решением спорных вопросов — его респонсы были объединены в сборник Хатан Софер («Зять писца»).

Р. Эренфельд написал творческую биографию своего деда — р. Моше Софера (Хатам Софера).

Р. Шмуэль Эренфельд умер в Матерсдорфе первого ава 5643 /1883/ года, в возрасте сорока восьми лет.

Во главе общины и ешивы его сменил сын р. Симха-Буним Эренфельд, а затем и внук, названный его именем. В 5698 /1938/ году р. Шмуэль Эренфельд-младший переехал, спасаясь от нацистских преследований, в США и возобновил в Нью-Йорке работу ешивы «Матерсдорф». В 5718 /1958/ году он основал в Иерушалаиме район религиозных евреев Кирьят Матерсдорф.

С разрешения издательства Швут Ами


В главе рассказывается, как Балак, царь моавитян, нанял злодея Билама, чтобы тот наслал на еврейский народ проклятие. Но вместо проклятия Билам, помимо свей воли, произнес большое благословение. Читать дальше

Глава «Балак». Преступник, исполнявший приказы

Рав Бенцион Зильбер

Талмуд называет Билама грешником. Причина тому — в его желании следовать исключительно приказам Творца, игнорируя Его волю. Правильное же поведение верующего человека сродни поведению сына, который заранее догадывается, что нужно его отцу.

Символика истории Билама и его ослицы

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Билам был не просто колдуном, но и квалифицированным астрологом. Он пытался изменить движение небесных сфер, но Б-г разрушил его планы.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Балак

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

На тему недельной главы. Пинхас 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина