Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
К четырнадцати годам он изучил и знал наизусть четыреста листов сложнейшего талмудического текста

Раби Йеуда бар Исраэль Асад (5554-5626 /1794-1866/ гг.) — законоучитель и чудотворец, один из духовных лидеров евреев Венгрии.

Родился в 5554 /1794/ году в венгерском городке Асаде.

Уже в юности он стал известен как илуй (вундеркинд).

К четырнадцати годам он изучил и знал наизусть четыреста листов сложнейшего талмудического текста (Гдолей адорот).

По завершении периода ученичества был главой раввинского суда в ряде городов Венгрии. В г. Дуна-Сердхали он основал ешиву, в которой занимались сотни учеников.

Р. Йеуда Асад прославился по всей Венгрии в качестве чудотворца — он не раз спасал евреев своей общины от смертельной опасности.

В 5608 /1848/ году, когда всю Европу охватил огонь народных восстаний, по Венгрии сновали многочисленные вооруженные отряды крестьян и городской бедноты, от бесчинств которых более всего страдало еврейское население. В ночь пасхального Седера, когда все евреи собрались в своих домах за праздничными столами, стало известно, что к городу приближается банда погромщиков. Р. Асад, облаченный в белый китл, как это принято в ночь Седера, в одиночку вышел из ворот города и уверенными шагами направился навстречу приближающемуся отряду. Оказавшись в поле их зрения, он поднес к губам шофар и протяжно затрубил. В тот же миг необъяснимый ужас охватил погромщиков, и они в панике ринулись прочь от города — во время беспорядочного бегства многие из них погибли, затоптанные копытами коней и ногами своих товарищей.

В другой раз вооруженные ненавистники евреев окружили р. Асада на центральной площади города. Один из них, местный пекарь, выхватил саблю и занес ее над головою раввина. Но внезапно сабля повела себя совершенно самостоятельно: она опустилась на самого пекаря и отсекла ту самую правую руку, которая держала ее.

После этих происшествий неевреи города стали с величайшим почтением относиться к р. Асаду и ко всем сынам Израиля. Многие годы однорукий пекарь бродил по окрестностям и предостерегал врагов евреев, насколько опасно связываться с этим народом.

На месте, где р. Асад протрубил в шофар, обратив погромщиков в бегство, была установлена памятная стела, просуществовавшая до мировой войны (Маасей авотейну, Матот).

Р. Асад был ближайшим сподвижником р. Моше Софера — Хатам Софера в борьбе против влияния «просветителей» и «реформаторов веры».

Р. Йеуда Асад был призван в Небесную Ешиву двадцать третьего сивана 5626 /1866/ года.

Его духовное наследие нашло отражение в книге Хидушей Маари Асад (Аналитические заметки нашего наставника р. Йеуды Асада). В ней собраны его толкования на Пятикнижие и комментарии к талмудическому трактату Ктубот.

С разрешения издательства Швут Ами


В еврейские праздники (ивр. хагим, моадим) запрещен траур, предписывается устраивать праздничные трапезы (все праздники, кроме Йом Кипура) и радоваться. И каждый праздник в иудаизме имеет свой особый глубокий смысл, и особые, характерные только ему, заповеди и обычаи Читать дальше

Законы праздников

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Осенние праздники

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Что такое Ханука? Духовные аспекты

Рав Исроэль-Меир Лау

Война с греками не была только физической войной. Это была война не за власть, территории, расширение границ, но за духовную свободу, за полную духовную независимость еврейского народа от чуждых влияний.

Месяц Нисан

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

«Этот месяц вам — начало месяцев», — сказано в Торе. Это значит, что все остальные месяцы должны отсчитываться от Нисана. Месяц освобождения. Освобождение — это исход из мрака к свету. Тот, кто не отведал порабощения, не способен полностью воспринять освобождение. Суть свободы органически связана с понятием рабства. Если бы евреи не были порабощены, они никогда не удостоились бы вечной свободы; порабощение естественно привело к освобождению.