Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Авторитетный раввин, еврейский законоучитель и проповедник, главный раввин Нью-Йорка

Раби Яаков-Йосеф бар Дов (5601-5662 /1840-1902/ гг.) — авторитетный раввин, еврейский законоучитель и проповедник, главный раввин Нью-Йорка.

Родился в маленьком литовском местечке Круз, в семье бедного ремесленника.

Учился в Воложинской ешиве, а затем — в ковенском мусар штибле (доме этики) под руководством р. Исраэля Салантера.

Был раввином в нескольких городках Литвы, в том числе и в Загоре, родном городе р. Исраэля Салантера.

Во всех этих общинах р. Яаков-Йосеф прославился самоотверженной благотворительной деятельностью: он раздавал неимущим все, что у него было, — а когда деньги заканчивались, занимал у богачей и раздавал неимущим (Тнуат амусар т.2 с. 308-309).

В 5643 /1883/ году р. Яаков-Йосеф стал главным законоучителем и магидом (общественным проповедником) г. Вильно (Вильнюса).

На его выступления приходили сотни людей. В своих беседах он искусно объединял традиционные толкования стихов Торы с этическими размышлениями. Он не просто обличал нравственные пороки, но и выяснял их причины, и указывал пути исправления.

Его толкования первой книги Пятикнижия, Берешит (Бытие), были изданы под названием Левейт Яаков («Дому Яакова»).

В 5648 /1888/ году р. Яаков-Йосеф принял приглашение из Америки: он стал первым главным раввином г. Нью-Йорка.

За время, прошедшее после волны погромов 5641 /1881/ года, в Нью-Йорке собралось несколько сот тысяч еврейских беженцев из России — большинство из них поселились в юго-восточном районе Нью-Йорка, Ист Сайде, на пространстве всего в три квадратных километра, в крайней скученности и тесноте.

По прибытии нового раввина в Нью-Йорк, тысячи евреев вышли ему навстречу и несли его по городу на плечах.

Р. Яаков-Йосеф создал и возглавил первую в Северной Америке ешиву, названную Эц хаим («Древо жизни»).

Однако в других направлениях его деятельность не принесла плодов. Мясники и булочники противились его высоким требованиям к кашерности их продукции, шабат оставался для многих нью-йоркских евреев рабочим днем — эмигранты стремились быстрее освоиться в «золотой стране» и «делать деньги», как остальные американцы.

Контраст с благочестивой и ученой Литвой, где каждый ремесленник и торговец был знатоком Торы, оказался слишком разительным — р. Яаков-Йосеф пережил нервный срыв, и его разбил паралич: последний период жизни он провел обездвиженным.

Р. Яаков-Йосеф умер восьмого тамуза 5662 /1902/ года.

Он стал не только первым, но и последним главным раввином Нью-Йорка — в последующие годы евреи города разделились на ряд независимых общин: ортодоксальных, консервативных и реформистских.

Много лет спустя на базе нью-йоркской ешивы Эц Хаим, основанной р. Яаковом-Йосефом, была создана известная еврейская высшая школа Ешива-Юниверсити.

С разрешения издательства Швут Ами


В недельной главе «Мишпатим» излагаются законы взаимоотношений между людьми в обществе: виды и размеры ущербов, законы о статусе рабов, о наказаниях за воровство и многие другие. Читать дальше

Недельная глава Мишпатим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Мишпатим

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мишпатим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Законы, определяющие как взаимоотношения между человеком и его ближним, так и жизнь общины в целом.

Недельная глава Мишпатим

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

На тему недельной главы. Мишпатим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Отчаяние без разума!» — лишь тот, кто теряет разум, позволяет отчаянию победить себя! Потому и слова Талмуда «Даже если человек сказал, что потерял надежду, все равно это не отчаяние!» можно понимать иносказательно: даже если человек на словах проявляет слабость и говорит, что потерял надежду, все равно не верьте ему: в сердце своем он хранит веру и преодолеет отчаяние!