Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Авторитетный раввин, еврейский законоучитель и проповедник, главный раввин Нью-Йорка

Раби Яаков-Йосеф бар Дов (5601-5662 /1840-1902/ гг.) — авторитетный раввин, еврейский законоучитель и проповедник, главный раввин Нью-Йорка.

Родился в маленьком литовском местечке Круз, в семье бедного ремесленника.

Учился в Воложинской ешиве, а затем — в ковенском мусар штибле (доме этики) под руководством р. Исраэля Салантера.

Был раввином в нескольких городках Литвы, в том числе и в Загоре, родном городе р. Исраэля Салантера.

Во всех этих общинах р. Яаков-Йосеф прославился самоотверженной благотворительной деятельностью: он раздавал неимущим все, что у него было, — а когда деньги заканчивались, занимал у богачей и раздавал неимущим (Тнуат амусар т.2 с. 308-309).

В 5643 /1883/ году р. Яаков-Йосеф стал главным законоучителем и магидом (общественным проповедником) г. Вильно (Вильнюса).

На его выступления приходили сотни людей. В своих беседах он искусно объединял традиционные толкования стихов Торы с этическими размышлениями. Он не просто обличал нравственные пороки, но и выяснял их причины, и указывал пути исправления.

Его толкования первой книги Пятикнижия, Берешит (Бытие), были изданы под названием Левейт Яаков («Дому Яакова»).

В 5648 /1888/ году р. Яаков-Йосеф принял приглашение из Америки: он стал первым главным раввином г. Нью-Йорка.

За время, прошедшее после волны погромов 5641 /1881/ года, в Нью-Йорке собралось несколько сот тысяч еврейских беженцев из России — большинство из них поселились в юго-восточном районе Нью-Йорка, Ист Сайде, на пространстве всего в три квадратных километра, в крайней скученности и тесноте.

По прибытии нового раввина в Нью-Йорк, тысячи евреев вышли ему навстречу и несли его по городу на плечах.

Р. Яаков-Йосеф создал и возглавил первую в Северной Америке ешиву, названную Эц хаим («Древо жизни»).

Однако в других направлениях его деятельность не принесла плодов. Мясники и булочники противились его высоким требованиям к кашерности их продукции, шабат оставался для многих нью-йоркских евреев рабочим днем — эмигранты стремились быстрее освоиться в «золотой стране» и «делать деньги», как остальные американцы.

Контраст с благочестивой и ученой Литвой, где каждый ремесленник и торговец был знатоком Торы, оказался слишком разительным — р. Яаков-Йосеф пережил нервный срыв, и его разбил паралич: последний период жизни он провел обездвиженным.

Р. Яаков-Йосеф умер восьмого тамуза 5662 /1902/ года.

Он стал не только первым, но и последним главным раввином Нью-Йорка — в последующие годы евреи города разделились на ряд независимых общин: ортодоксальных, консервативных и реформистских.

Много лет спустя на базе нью-йоркской ешивы Эц Хаим, основанной р. Яаковом-Йосефом, была создана известная еврейская высшая школа Ешива-Юниверсити.

С разрешения издательства Швут Ами


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.

«Лех леха»

Рав Бенцион Зильбер

Глава начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму, в те времена — Авраму, вместе с женой (детей у них еще не было) оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Б‑г обещает Авраму сделать его родоначальником великого народа. С Аврамом идет его племянник Лот

Наказание «карет» за неисполнение заповеди обрезания

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Наказание за неисполнение заповеди соответствует внутреннему смыслу заповеди. Человек, который не хочет объединиться со своим народом, отрезается от него.

Недельная глава Лех Леха

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Исток»

На тему недельной главы. Лех Леха 2

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина