Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Родился в литовском городе Картинге (Кретинге), расположенном недалеко от прусской границы

Раби Элияу Левинзон (р. Элинке Картингер; 5582-5648 /1822-1888/ гг.) — один из зачинателей этического движения Мусар.

Родился в литовском городе Картинге (Кретинге), расположенном недалеко от прусской границы.

Был ближайшим учеником рава Исраэля Салантера.

Следуя совету наставника, р. Элияу отказался от всех предложенных ему почетных раввинских «тронов» и пошел на службу бухгалтером в ковенское отделение банка, принадлежащего знаменитому еврейскому финансисту Шлёме Файнбергу. Проявив исключительные способности в ведении дел, р. Элияу вскоре стал директором ковенского отделения.

В этот период он помогал р. Исраэлю Салантеру вести занятия в ковенском мусар-штибле (Доме этике).

Вскоре имя р. Элияу приобрело широкую известность. Однажды клиент его отделения, слывший состоятельным коммерсантом, объявил о своем банкротстве — банку был причинен ущерб, исчисляемый колоссальной для того времени суммой в сто тысяч рублей. Р. Элияу почувствовал свою личную ответственность за случившееся и решил возместить банку недостачу. Он уволился из банка и, открыв собственное дело, в течение нескольких лет выплатил банку Файнберга всю сумму ущерба. Об его неординарном поступке сообщили во многих русских и германских газетах, сделав его имя символом честности и порядочности при ведении дел.

Благодаря высокому кредиту доверия, р. Элияу преуспел в целом ряде коммерческих предприятий, а затем создал свой собственный банк, финансовая деятельность которого распространялась на целый ряд европейских государств. Российское правительство, полагаясь на его верность и надежность, предоставляло ему крупные и выгодные подряды, — в результате р. Элияу стал владельцем одного из самых значительных состояний, из которого он щедро жертвовал на благотворительные нужды и на материальную поддержку знатоков Торы (Р. Дов Кац, Тнуат амусар т.2 с.250).

Его старый деревянный дом в Картинге, выходящий на базарную площадь, всегда был полон людьми. Приходили деловые партнеры и бедняки, нуждающиеся в материальной поддержке; раввины окрестных местечек обращались к нему за решением сложных алахических проблем.

Подобно своему наставнику р. Исраэлю Салантеру он строго следил за тем, чтобы его самоотверженное рвение при выполнении заповедей не причинило бы ущерба или неудобства окружающим людям. Каждый его поступок был настолько выверен и продуман в свете алахических требований, что его называли «Живым Шульхан арухом» (Гдолей адорот).

Р. Элияу был предельно честен не только с людьми, но и в отношении государства. Он следил, чтобы на его предприятиях скрупулезно соблюдались все таможенные и налоговые законы. Если какое-то письмо посылалось с оказией, р. Элияу покупал соответствующие марки и рвал их, чтобы не причинить убытка почтовому ведомству (там же).

В течение сорока лет р. Элияу руководил работой фонда, собирающего по всему литовскому краю деньги на поддержку еврейских общин на Святой Земле.

Р. Элияу Левинзон (или как его любовно называли в народе, р. Элинке Картингер) умер 18 Ияра 5648 /1888/ года в литовском городе Расейняй.

Похоронная церемония проходила при невиданном по тем временам многотысячном собрании народа — с десяти часов утра до пяти вечера.

В своем завещании р. Элинке, с трепетным вниманием относившийся к достоинству каждого человека, просил прощения у каждого, против кого он, не дай Б-г, согрешил. Не удовлетворившись этим, он завещал, чтобы специальный посланник обошел все дома Картинги и от его имени попросил прощение у каждого жителя города (Гдолей адорот).

С разрешения издательства Швут Ами


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»