Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Правнук раби Хаима из Воложина, основателя знаменитой Воложинской ешивы

Раби Йосеф-Дов бар Ицхак-Зеев аЛеви Соловейчик (Бейт аЛеви; 5580-5652 /1820 —1892/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.

Правнук раби Хаима из Воложина, основателя знаменитой Воложинской ешивы (его бабушка по отцовской линии была дочерью р. Хаима).

Изучал Тору у отца, занимавшего пост раввина в белорусском городе Несвиже, а затем в Ковно (Каунасе).

К восьми годам он уже основательно изучил несколько трактатов Талмуда из разделов Нашим и Незикин (Сарей амеа 5:14).

Учился в Воложинской ешиве под руководством р. Ицхака Воложинера (реб Ицеле). Его ближайшими товарищами по учебе были раби Нафтали-Цви-Йеуда Берлин (Нецив) и р. Шмуэль Могилевер, дружескую связь с которыми он сохранил на всю жизнь.

По совету р. Ицхака Воложинера он некоторое время учился у выдающегося законоучителя р. Шломо Клугера (Мааршака), раввина галицейского города Броды.

В шестнадцать лет р. Йосеф-Дов уже давал уроки в знаменитом Блюмкес клойзе — минском доме учения; позднее он возглавлял одну из ешив Минска.

В 5614 /1854/ году, в возрасте тридцати четырех лет, он стал одним из двух руководителей Воложинской ешивы — наряду с Нецивом.

Его уроки отличались острой постановкой проблем и исключительной глубиной анализа — однако в дальнейшем ешива пошла по пути, предложенному Нецивом: предпочтение было отдано приобретению широчайшей талмудической эрудиции и точному усвоению прямого смысла текста.

В 5625 /1865/ году р. Йосеф-Дов стал главой раввинского суда г. Слуцка.

Когда он подъезжал к Слуцку, ему навстречу вышло большинство евреев города — с женами и детьми. Руководители общины выпрягли лошадей из его повозки и повезли ее сами — такой почет оказывался только величайшим знатокам Торы (там же).

Однако через некоторое время р. Йосеф-Дов вступил в конфликт с руководителями общины, многие из которых, будучи очень состоятельными людьми, пытались навязать общине власть денег вместо власти Торы.

Сумев сохранить полную независимость, р. Йосеф-Дов наставлял и обличал богачей за их жадность и лихоимство, и в их среде росло недовольство.

Сын р. Йосефа-Дова, р. Хаим Соловейчик, рассказывал о случае, свидетелем которого он был. Однажды, когда р. Йосеф-Дов занимался с сыном в доме учения, к ним подбежал один из богатых мясников и обрушил на раввина поток оскорблений, угрожая ему расправой. Накануне этому мяснику пришлось предстать перед судом, и р. Йосеф-Дов решил дело не в его пользу — теперь мясник обвинял раввина в том, что он, якобы получив крупную взятку, «покривил судом». Р. Йосеф-Дов, не перебивая, слушал обидчика, и только губы его шептали: «Я тебя прощаю, я тебя прощаю…— ведь человек не властен над собой в час отчаяния».

На следующий день мясник был убит купленным им быком. Узнав об этом, р. Йосеф-Дов сказал в трепете: «Я боюсь, что все-таки обиделся на него и невольно стал причиною его смерти». Р. Йосеф-Дов участвовал в похоронах мясника и плакал на его могиле. В течение одиннадцати месяцев он читал по умершему Кадиш и учил Мишну ради вознесения его души. С тех пор и до конца своей жизни р. Йосеф-Дов постился и читал Кадиш в день смерти этого мясника — точно так же, как в йорцайт своего отца (Маасей авот, Балак).

Видя, что, вопреки его многолетним усилиям, влияние богачей и прислуживающих им «просветителей» становится преобладающим, р. Йосеф-Дов принял решение покинуть Слуцк и поискать для себя другую, более богобоязненную, общину.

Однако развязка этого конфликта произошла совершенно неожиданно для него. Богачи, которым тоже не терпелось избавиться от непокорного раввина, объединились и угрозами заставили хозяина квартиры, где жил р. Йосеф-Дов, расторгнуть с ним договор.

Одновременно они запретили всем жителям города сдавать ему жилье, и р. Йосеф-Дов остался без крыши над головой. Узнав о ситуации, сложившейся в еврейской общине, слуцкий городской голова, который очень почитал р. Йосефа-Дова, тут же предложил ему бесплатную квартиру, состоящую из десяти комнат. Тем не менее, р. Йосеф-Дов, понимая, что дальнейшее развитие конфликта приведет к осквернению имени Всевышнего, спешно покинул Слуцк (там же, Масей).

Около 5634 /1874/ года он поселился в Варшаве и жил там в крайней бедности, посвящая все свое время изучению Торы.

В 5638 /1878/ году р. Йосеф-Дов возглавил процветающую общину г. Бриска (Бреста), сменив на этом посту своего старшего друга р. Йешуа-Лейба Дискина, уехавшего в Землю Израиля.

Бриск, наполненный богобоязненными знатоками Торы, пришелся р. Йосефу-Дову по сердцу, и новый раввин стал гордостью и украшением общины. В бриский период р. Йосеф-Дов приобрел статус одного из самых авторитетных законоучителей поколения — к нему обращались со спорными вопросами из самых дальних общин черты оседлости.

Например, в 5648 /1888/ году к нему приехали со своей запутанной тяжбой два купца-миллионщика из хасидского городка на Украине. Спор шел об очень значительном капитале — однако р. Йосеф-Дов сумел найти такой блистательный компромисс, что обе стороны — и истец, и ответчик — почувствовали себя победителями. Они возвратились домой, восхищенные его мудростью, — по их свидетельству, р. Йосеф-Дов настолько глубоко разбирался в тонкостях коммерческих сделок, что за время следствия и допросов они научились от него многим прогрессивным методам ведения коммерческих операций (Гдолей адорот).

Многочисленные респонсы р. Йосефа-Дова Соловейчика были собраны в книгу Бейт аЛеви («Дом левита»), изданную в трех томах.

Эта книга до сих пор широко изучается в ешивах и является авторитетным источником для установления законодательных норм.

Его толкования Пятикнижия вышли в свет также под названием Бейт аЛеви.

В этой книге, комментируя раздел Ки тиса, р. Йосеф-Дов прикоснулся к тайне Б-жественного управления Вселенной. «Истина заключается в том, — писал он, — что праведные поступки, совершаемые человеком на земле, вызывают благотворные и гармонизирующие изменения во всех мирах, если, конечно, эти поступки совершаются в соответствии с приказами Торы. Ибо так установил Творец Вселенной: все миры управляются посредством деяний, совершаемых людьми на земле».

Р. Йосеф-Дов Соловейчик был призван в Небесную Ешиву четвертого ияра 5652 /1892/ года, в возрасте семидесяти двух лет.

В тот день, на исходе шабата, он до двух часов ночи занимался Торой вместе с сыном, р. Хаимом, а затем прилег на свою кровать — и умер во сне (Гдолей адорот).

Во главе бриской общины его сменил сын и ближайший ученик р. Хаим Соловейчик (рабейну Хаим аЛеви), ставший одним из духовных лидеров следующего поколения «литваков».

С разрешения издательства Швут Ами


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше