Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Авторитетный законоучитель, родился в белорусском местечке Ружаны.

Раби Рефаэль-Йом-Тов-Липман бар Исраэль Гальперин (Онег йом-тов; 5576-5639 /1816-1879/ гг.) — авторитетный законоучитель.

Родился в белорусском местечке Ружаны.

Вступив в двадцатилетнем возрасте на раввинское поприще, он прославился в качестве защитника неимущих, вдов и сирот.

Объявив мобилизацию евреев в русскую армию, власти разрешили «отдавать евреев в рекруты за неисправность в податях и за бродяжничество» — вместо очередников. Это порождало круговую поруку: богачи откупались, внося крупную сумму в кассу общины, а вместе их отпрысков призывали в рекруты детей бедняков. Во многих общинах нанимали специальных хаперов (хватунов), которые силой отнимали паспорта у бедняков из других общин, а затем отводили этих «беспаспортных бродяг» в воинское присутствие. Часто пойманных «бродяг» длительное время держали взаперти и по одному продавали тем, кто хотел поставить рекрута вместо своего сына. Самыми легкими жертвами для хаперов становились сироты, а также дети бедняков и вдов, за которых некому было заступиться.

Р. Гальперин повел непримиримую войну против этой коррумпированной системы, разрушающей нравственные основы еврейской общины. По доносу богачей он был арестован и провел несколько месяцев в заключении — его обвиняли в деятельности, направленной против правительственных мер. После освобождения его принудили оставить общину г. Кайданова, которую он возглавлял в течение многих лет.

В последний период жизни он был главным раввином городов Чехновичей и Белостока.

Р. Рефаэль-Йом-Тов Гальперин умер в Белостоке в первый день месяца шват 5639 /1879/ года.

После его смерти вышел в свет сборник его респонсов, озаглавленный Онег йом-тов (Отдохновение праздника). Эта книга неоднократно переиздавалась — она стала одним из основополагающих источников практической алахи.


В главе рассказывается, как Балак, царь моавитян, нанял злодея Билама, чтобы тот наслал на еврейский народ проклятие. Но вместо проклятия Билам, помимо свей воли, произнес большое благословение. Читать дальше

Глава «Балак». Преступник, исполнявший приказы

Рав Бенцион Зильбер

Талмуд называет Билама грешником. Причина тому — в его желании следовать исключительно приказам Творца, игнорируя Его волю. Правильное же поведение верующего человека сродни поведению сына, который заранее догадывается, что нужно его отцу.

Символика истории Билама и его ослицы

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Билам был не просто колдуном, но и квалифицированным астрологом. Он пытался изменить движение небесных сфер, но Б-г разрушил его планы.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Балак

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

На тему недельной главы. Пинхас 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина