Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Деньги, отделяемые на милостыню, не следует тратить на выполнение заповедей, как, например, на покупку свечей для синагоги или других вещей, нужных для выполнения заповедей; эти деньги следует только отдавать бедным.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Выдающийся комментатор Талмуда и мидрашей

Раби Шмуэль бар Йосеф Страшунь (Рашаш; 5554-5632 /1794-1872/ гг.) — выдающийся комментатор Талмуда и мидрашей.

Родился в 5554 /1794/ году в местечке Сосковичи.

Изучал Тору под руководством ученика и родственника Виленского Гаона р. Авраама Данцига, составителя кодекса Хаей адам (Жизнь человека).

Женился на дочери виленского богача, который предоставил ему возможность целиком посвятить себя изучению Торы.

После свадьбы молодые поселились рядом с тестем, в пригороде Вильно (Вильнюса), Страшуне, — отсюда и фамильное прозвище р. Шмуэля (первоначально его именовали Шмуэль Сосковицер, по месту рождения).

Несколько лет спустя семья обосновалась в самом Вильно — жена р. Шмуэля вела дела в принадлежащем им магазине, а он занимался в доме учения, где вокруг него сложилась группа учеников.

Рассказывается, что однажды русский офицер высокого ранга, один из клиентов их торгового дома, возвращая свой долг, потребовал, чтобы расписку о погашении долга подписал сам хозяин магазина. В это время р. Шмуэль давал урок по Талмуду в дом учения. Он категорически отказался отправиться в магазин, объяснив пришедшей за ним жене: «Я занимаюсь только изучением Торы и не имею никакого отношения к торговле. Я не могу прерывать занятий, только чтобы удовлетворять причуды этих вояк!». Однако жена настаивала: если р. Шмуэль не придет, генерал не возвратит свой долг, и они понесут большие убытки. «А как бы ты поступила, — спросил р. Шмуэль, — если бы я уже умер, а этот генерал потребовал извлечь меня из могилы, чтобы написать ему расписку?! Так и здесь — когда я занимаюсь Торой Всевышнего, я умираю для всего остального мира. Пожалуйста, не обращайся ко мне по делам торговли». Отчаявшись, женщина возвратилась в магазин и передала генералу слова своего мужа. Ответ р. Шмуэля так понравился генералу, что он удовлетворился подписью хозяйки и немедленно заплатил свой долг (Гдолей адорот).

Р. Шмуэль написал аналитические заметки и примечания к Талмуду, в которых он развивал методы исследования, апробированные в комментариях Виленского Гаона. В своих заметках он стремился к точному пониманию прямого смысла талмудического текста, предлагая множество оригинальных трактовок, отличающихся от традиционных толкований классических комментаторов. Его заметки отличались гармоничным сочетанием обстоятельности и глубины с простотой и краткостью изложения.

После его смерти эти комментарии были включены в новое издание Талмуда, осуществленное в 5646 /1886/ году в виленской типографии вдовы и братьев Ромм, — они были озаглавлены Агаот вехидушим Арашаш(Примечания и аналитические заметки р. Шмуэля Страшуня). В большинстве последующих изданий комментарии Рашаша печатаются в приложении к каждому тому — они широко изучаются и пользуются высоким авторитетом.

Рашаш прокомментировал также классический сборник аллегорий Мидраш раба (Большое собрание мидрашей).

Р. Шмуэль Страшунь, Рашаш, умер в Вильно одиннадцатого адара (второго месяца адар) високосного 5632 /1872/ года, в возрасте семидесяти восьми лет.

Его сын и ближайший ученик р. Матитьяу Страшунь был одним из руководителей виленской общины в следующем поколении.

С разрешения издательства Швут Ами


Отсылание козла в пустыню и к дальней скале над пропастью — как это названо в Торе «к азазелю» — одна из центральных служб Дня Искупления в Иерусалиском Храме. Словосочетание «козел отпущения» стало нарицательным и используется сегодня как идиома Читать дальше

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Распад над бездной — духовный кризис европейского еврейства перед катастрофой

Рав Александр Красильщиков

Если действительно существует Творец, объявивший евреев избранным народом, назвавший Израиль первенцем, «сыном», и управляющий всем, что происходит в мире, как же могли безнаказанно происходить такие ужасные события в таком невероятном масштабе?

Избранные комментарии к недельной главе Ахарей мот

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Аарон войдет в Святилище с символами, назначение которых воздействовать на осознание им своих должностных функций: бык символизирует его роль «работника на поле Б-жьем, что является целью жизни еврея».

Уроки Знания 4. Ибо все, на Небесах и на земле…

Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»

Смысл мидраша не так просто. Кого любил Яаков?