Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Знаток Торы и врач, родился в белорусском Полесье

Раби Барух бар Шмуэль (р. Барух из Пинска; умер в 5594 /1834/ г.) — знаток Торы и врач.

Родился в г. Пинске, в белорусском Полесье.

В 5579 /1819/ году прибыл в Землю Израиля и присоединился к цфатской общине последователей Виленского Гаона, возглавляемой р. Исраэлем из Шклова.

В месяце хешване 5591 /1830/ года по поручению р. Исраэля из Шклова р. Барух отправился на поиск десяти «потерянных колен».

По сведениям, полученным руководителями общины, потомки этих колен обитали в труднодоступных пустынях Аравийского полуострова. После двух с половиной лет пути, в месяце ав 5593 /1833/ года, р. Барух прибыл в Сану, столицу Йемена. Здесь он был с почетом встречен местными знатоками Торы, оказавшими ему всяческое содействие. Сопровождаемый знаменитым йеменским кабалистом р. Ихье Абичем (5526-не ранее 5596 /1766-не ранее 1836/ гг.), р. Барух совершил путешествие в глубь пустыни, по направлению к городку Хайдан, где, по мнению раввинов Йемена, обитали потомки колена Дана. В пустыне они встретили пастуха, сообщившего, что он из колена Дана. Однако пастух отказался проводить их в свой стан — он лишь взялся передать главе своего колена письмо от р. Исраэля из Шклова, обещая привезти ответ в Сану еще до наступления праздника Рош ашана.

Р. Барух и р. Ихье Абич вернулись в Сану, но пастух не явился к назначенному сроку. Тем временем р. Баруху удалось с помощью врачебной науки, которую он изучал еще в Европе, излечить от смертельной болезни имама — верховного правителя Йемена. Имам назначил его своим придворным врачом, а затем и личным советником. В месяце шват 5594 /1834/ года в результате интриги сановников, которые завидовали его взлету к вершинам власти, р. Барух был застрелен имамом в дворцовом саду. Перед смертью он проклял имама и предрек, что в ближайшие дни он навсегда потеряет власть.

Имам повелел бросить мертвое тело р. Баруха на растерзание в свой зверинец — но голодные хищники даже не притронулись к телу, оставаясь от него на почтительном расстоянии. Тогда имам разрешил евреям Саны с почетом похоронить праведника. Несколько дней спустя вследствии дворцового переворота имам лишился власти над Йеменом (Энциклопедия левейт Исраэль т. 5 с. 155; Везэ шаар ашамаим с. 229-230).

С разрешения издательства Швут Ами


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре