Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Знаток Торы и врач, родился в белорусском Полесье

Раби Барух бар Шмуэль (р. Барух из Пинска; умер в 5594 /1834/ г.) — знаток Торы и врач.

Родился в г. Пинске, в белорусском Полесье.

В 5579 /1819/ году прибыл в Землю Израиля и присоединился к цфатской общине последователей Виленского Гаона, возглавляемой р. Исраэлем из Шклова.

В месяце хешване 5591 /1830/ года по поручению р. Исраэля из Шклова р. Барух отправился на поиск десяти «потерянных колен».

По сведениям, полученным руководителями общины, потомки этих колен обитали в труднодоступных пустынях Аравийского полуострова. После двух с половиной лет пути, в месяце ав 5593 /1833/ года, р. Барух прибыл в Сану, столицу Йемена. Здесь он был с почетом встречен местными знатоками Торы, оказавшими ему всяческое содействие. Сопровождаемый знаменитым йеменским кабалистом р. Ихье Абичем (5526-не ранее 5596 /1766-не ранее 1836/ гг.), р. Барух совершил путешествие в глубь пустыни, по направлению к городку Хайдан, где, по мнению раввинов Йемена, обитали потомки колена Дана. В пустыне они встретили пастуха, сообщившего, что он из колена Дана. Однако пастух отказался проводить их в свой стан — он лишь взялся передать главе своего колена письмо от р. Исраэля из Шклова, обещая привезти ответ в Сану еще до наступления праздника Рош ашана.

Р. Барух и р. Ихье Абич вернулись в Сану, но пастух не явился к назначенному сроку. Тем временем р. Баруху удалось с помощью врачебной науки, которую он изучал еще в Европе, излечить от смертельной болезни имама — верховного правителя Йемена. Имам назначил его своим придворным врачом, а затем и личным советником. В месяце шват 5594 /1834/ года в результате интриги сановников, которые завидовали его взлету к вершинам власти, р. Барух был застрелен имамом в дворцовом саду. Перед смертью он проклял имама и предрек, что в ближайшие дни он навсегда потеряет власть.

Имам повелел бросить мертвое тело р. Баруха на растерзание в свой зверинец — но голодные хищники даже не притронулись к телу, оставаясь от него на почтительном расстоянии. Тогда имам разрешил евреям Саны с почетом похоронить праведника. Несколько дней спустя вследствии дворцового переворота имам лишился власти над Йеменом (Энциклопедия левейт Исраэль т. 5 с. 155; Везэ шаар ашамаим с. 229-230).

С разрешения издательства Швут Ами


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени