Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В юности был одним из ближайших учеников Виленского Гаона. Затем р. Менахем-Мендл из Витебска привлек его к хасидизму. Учился в Межериче у р. Дова-Бера (Магида из Межерича).

Раби Авраам бар Александр Кац из Калиска (р. Авраам Калискер; умер в 5570 /1810/ г.) — руководитель хасидской общины в г. Тверии.

В юности был одним из ближайших учеников Виленского Гаона. Затем р. Менахем-Мендл из Витебска привлек его к хасидизму. Учился в Межериче у р. Дова-Бера (Магида из Межерича).

Создал хасидскую общину в белорусском городке Калиске.

В 5530 /1770/ году один из его хасидов, выступая в синагоге города Шклова, подверг резкой критике противников хасидизма — в том числе, и Виленского Гаона. И хотя сам оратор успел сбежать от слушателей, его оскорбительные слова стали известны по всей Литве. Магид из Межерича пригласил к себе своих учеников, чтобы обсудить происшествие. Некоторые из них считали, что за поругание Гаона следует отсечь калискую общину от хасидского движения. Однако другие заступились за р. Авраама — и в первую очередь, р. Зюша из Аннополя, р. Леви-Ицхак из Бердичева и р. Менахем-Мендл из Витебска, обязавшийся следить за тем, чтобы подобные эксцессы больше не повторялись.

Тем не менее, по мнению современников, именно шкловская вылазка ученика р. Авраама из Калиска вызвала череду гонений против хасидов, а затем и «великий херем», вынесенный в Вильно в 5532 /1772/ году (Игрот Бааль Атания увней доро с. 175; Праким бетолдот Исраэль т.2).

В 5537 /1777/ году, стремясь обрести убежище от преследований, р. Авраам вместе с большой группой белорусских и литовских хасидов, возглавляемой р. Менахемом-Мендлом из Витебска, переселился в Землю Израиля.

Пятого элуля около трехсот хасидов спустились с корабля в порту Акко. Уже на следующий день они отбыли в Цфат, опустошенный недавним землетрясением и нашествием саранчи. В 5541 /1781/ году вся община перебралась в Тверию, и лишь р. Авраам задержался в Цфате еще на год.

В 5548 /1788/ году, после смерти р. Менахема-Мендла из Витебска, р. Авраам сменил его во главе общины.

Все жители Тверии видели в нем святого праведника. Предание рассказывает, что однажды, в период продолжительной засухи к нему явилась депутация горожан с просьбой, чтобы он помолился от имени всех евреев города о дожде. Он велел членам депутации захватить одежды, защищающие от дождя, и подняться вместе с ним на гору, к могиле раби Акивы. Он молился, пав лицом на могильный камень, а они стояли вокруг и плакали. Через некоторое время он поднялся и сказал: «Б-г услышал наш голос». И когда они были на середине спуска, небо внезапно покрылось тучами, и начался ливень, сопровождаемый вспышками молний и раскатами грома (Гдолей адорот).

В 5557 /1797/ году возникли острые разногласия между р. Авраамом и главой хасидов в Белоруссии и Литве р. Шнеуром-Залманом из Ляд (Алтер Ребе).

Ознакомившись с книгой Тания, р. Авраам обвинил ее автора в отступлении от учения Магида из Межерича. В полемическом письме, отправленном из Тверии в Белоруссию, он писал: «Я не могу смириться с тем, что святые речения Бешта и Магида обряжают в одеяния кабалы Аризаля». Р. Авраам считал, что не следует говорить на языке кабалы с людьми, недостаточно подготовленными к ее восприятию. «И поскольку я сейчас нахожусь на Святой Земле, которая умудряет, — убеждал он автора Тании, — тебе следует принять мою точку зрения».

Не ограничившись этим, р. Авраам обратился также к р. Леви-Ицхаку из Бердичева и к другим лидерам хасидизма, чтобы сформировать в среде хасидов оппозицию идеям главы Хабада. В ответном письме р. Леви-Ицхак встал на сторону автора Тании, подчеркнув: р. Авраам нападает на Хабад только потому, что «Земля Израиля порой пробуждает в людях напрасную ненависть, из-за которой был разрушен Храм» (Праким бетолдот Исраэль ч.2).

Окончательный разрыв между р. Авраамом и р. Шнеуром-Залманом из Ляд привел к тому, что на несколько лет прервалось финансирование общины в Тверии — ведь именно автор Тании в течение двух десятилетий собирал деньги и переправлял их тверийским хасидам. Община, возглавляемая р. Авраамом, раскололась, и те хасиды, которые следовали за автором Тании, перебрались в Цфат, а затем в Хеврон.

Зимой 5559 /1799/ года р. Авраам сблизился с выдающимся хасидским наставником р. Нахманом из Бреслава, проведшим в Тверии несколько месяцев.

Впоследствии р. Нахман утверждал, что из всех встреченных им в жизни праведных людей «совершенством обладал лишь святой цадик из Калиска» (Шивхей Аран, Седер анесия 18-19).

Р. Авраам из Калиска умер четвертого швата 5570 /1810/ года.

С разрешения издательства Швут Ами


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.