Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Правнук прославленного раввина Амстердама и Лемберга (Львова) р. Цви-Гирша Ашкенази (Хахама Ц

Раби Яаков бар Моше Лобербойм (р. Яаков из Лисы; Нетивот амишпат; ок. 5520-5592 /ок. 1760-1832/ гг.) — выдающийся законоучитель.

Правнук прославленного раввина Амстердама и Лемберга (Львова) р. Цви-Гирша Ашкенази (Хахама Цви).

Родился в галицейском городе Зборове, расположенном на одном из притоков Днестра. Его отец, р. Моше, был главным раввином Зборова.

В раннем детстве остался сиротой. Позднее он вспоминал, что возможность усердно заниматься Торой он получил благодаря старшей сестре, сказавшей: «Ты, брат, сиди и учись, а я буду носить для людей воду и на заработанные деньги кормить тебя» (Гдолей адорот).

В последующие годы воспитывался в доме своего родственника р. Йосефа Теомим (При мегадим), ставшего его первым наставником.

После бар-мицвы учился в ешиве р. Мешулама Игры, в городке Тисманице, возле Лемберга. Стал талмид-хавером (партнером по совместному изучению Торы) главы ешивы.

Женившись на дочери богача, р. Герцля из Станислава, получил приданное, которого могло бы хватить на всю его жизнь. Вложив деньги в торговое предприятие своего друга и содержа семью на проценты с прибыли, он сумел целиком посвятить себя изучению Торы. Однако через несколько лет его друг разорился и объявил себя банкротом — из всех своих должников он вернул деньги лишь р. Яакову. Р. Яаков отнес всю сумму в раввинский суд и попросил, чтобы из нее было уплачено всем остальным должникам разорившегося купца (Сарей амеа 1:23; Гдолей адорот).

Оказавшись без средств к существованию, р. Яаков был вынужден принять раввинскую должность. Он возглавил общину городка Монастырска и создал там ешиву.

Позднее он стал главным раввином польского города Калиша, где написал большинство своих книг. Основным трудом, прославившим его имя, стал развернутый комментарий на два раздела Шульхан аруха. Комментарий к разделу Йорэ деа, содержащему законы ритуального характера, был назван Хават даат (Точка зрения); комментарий к разделу Хошен мишпат, посвященному имущественным и уголовным тяжбам, получил название Нетивот амишпат (Пути закона).

Книги р. Яакова отличались исключительной глубиной анализа. В книге Нетивот амишпат он остро полемизировал со многими алахическими положениями своего старшего современника р. Арье-Лейба Геллера, автора комментария Кцот ахошен (Края нагрудника).

Р. Яаков написал хидушим (аналитические заметки) к талмудическим трактатам Ктубот и Гитин, посвященным семейному праву, — эти его книги называются Бейт Яаков (Дом Яакова) и Торатгитин (Законы развода).

В последующих поколениях его алахические труды широко изучались в ешивах — и в первую очередь, книга Нетивот амишпат. Его толкования являлись одним из самых авторитетных источников для установления законодательных норм.

Из под его пера вышел также ряд агадических исследований: среди них книга Эмет леЯаков (Правда Яакову), посвященная анализу талмудических иносказаний, и увлекательный комментарий на Пасхальную Агаду, названный Маасе нисим (Совершённые чудеса).

В 5569 /1809/ году р. Яаков стал раввином польского города Лисы, расположенного возле Познани. Он создал большую ешиву, которая привлекла сотни юных знатоков Торы. Одним из его ближайших учеников был р. Цви-Гирш Калишер, родоначальник движения «религиозного сионизма».

Когда по завершении наполеоновских войн Познанское воеводство было включено в состав Пруссии, р. Яакову из Лисы приходилось вести непримиримую борьбу с влиянием берлинского «просвещения».

В последние годы жизни р. Яаков возвратился в Галицию, где устои еврейской жизни все еще оставались более твердыми, — он возглавил общину г. Стрыя, южнее Лемберга.

Р. Яаков Лобербойм умер в Стрые двадцать пятого ияра 5592 /1832/ года.


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»