Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Аскала, Германия, Рав Александр Кац, Богобоязненность
Раби Шалом бар Исраэль-Исер Ульман (5515-5585 /1755-1825/ гг.) — законоучитель и кабалист.
Родился шестнадцатого адара 5515 /1755/ года в немецком городе Фёрде, в Северной Рейн-Вестфалии.
Учился во Франкфурте на Майне у р. Пинхаса Шапиро (Бааль Афлаа), возглавлявшего общину этого города, а также у р. Натана Адлера, который обучал его сокровенным разделам Торы — в том числе, и практической кабале.
По завершении периода ученичества возглавлял ешиву во Франкфурте на Майне, а затем был главой раввинского суда в городке Ансбахе, расположенном недалеко от Нюрнберга.
Впоследствии он покинул Германию, где все большее влияние в общинах приобретали последователи берлинского «просвещения», и переселился в Венгрию.
Причина его внезапного отъезда заключалась в следующем. Однажды дочь р. Ульмана попросила у него разрешения посетить городской театр вместе с подругой, дочерью одного из местных богачей. Охваченный трепетом и страхом за будущее дочери, р. Ульман, не мешкая, поднял всю свою семью в дальний путь, рассчитывая обрести убежище в каком-либо из небольших провинциальных городков Восточной Европы, где еще не появились ни театры, ни «просветители» (Гдолей адорот).
Р. Ульман был раввином в нескольких городах австро-венгерской империи — в Штампи, Фройнкирхе и Лакенбахе. Благодаря своим познаниям в практической кабале, он приобрел славу выдающегося чудотворца и целителя.
Его хидушим (аналитические заметки) по поводу Талмуда собраны в книге Диврей Раш (Речения раби Шалома).
Р. Шалом Ульман умер шестнадцатого адара 5585 /1825/ года — в день своего семидесятилетия.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?