Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Ничто и никто здесь, на земле, не испугает меня: ни ангел, ни даже ангел страха. Но жалобы нищего заставляют меня содрогнуться»Раби Хуне из Колошиц

Раби Исраэль бар Шалом Фридман (р. Исраэль из Ружина; 5557-5611 /1796-1850/ гг.) – один из духовных лидеров поколения.

Происходил из рода царя Давида.

Согласно хасидской традиции, был одним из воплощений души царя Шломо, сына царя Давида (Сарей амеа 3:18).

Родился третьего тишрея 5557 /1796/ года. Его отец, р. Шалом из Пруговича, был сыном р. Авраама Малаха и внуком р. Дова-Бера (Магида из Межерича), преемника р. Исраэля Бааль-Шем-Това (Бешт). Его мать, ребецин Хава, была внучкой хасидского праведника р. Нахума из Чернобыля.

Женился в тринадцать лет. Потеряв в отрочестве отца и старшего брата, р. Исраэль остался единственным продолжателем рода Магида из Межерича.

Несмотря на обладание значительным состоянием, он, тем не менее, с юности вел аскетический образ жизни: ел крайне мало и спал в течение ночи не более двух часов (Сарей амеа 4:16).

Приобрел обширные познания во всех разделах Торы.

Выдающийся хасидский наставник р. Авраам-Йеошуа из Апты (Оэв Исраэль) утверждал, что, когда р. Исраэль появился на свет, «ангел забыл шлепнуть его по губам» (согласно Талмуду, в утробе матери младенца «обучают всей Торе», а затем, при появлении на свет, «ангел шлепает новорожденного по губам, и тот забывает все, чему его обучили» – Нида 30б). Однажды, находясь в гостях у р. Авраама-Йеошуа, юный р. Исраэль обронил свой гартл (пояс) – старец из Апты, стремительно нагнувшись, подобрал пояс и, обвязывая его вокруг талии юноши, произнес: «Я удостоился перепоясать живой Свиток Торы» (Гдолей адорот; Гдолей Русия).

Около 5575 /1815/ года р. Исраэль возглавил хасидскую общину в городке Ружине, расположенном недалеко от Киева. Тысячи хасидов со всей Украины приезжали к нему за советом и наставлением, привозя богатые дары – пидьёнот.

По воспоминаниям очевидцев, его дом в Ружине «имел вид княжеского жилища и отличался роскошью обстановки». Р. Исраэля окружали многочисленные слуги, разодетые по последней моде, он выезжал в позолоченной карете, запряженной четверкой рысаков – в его доме даже был собственный оркестр.

Р. Исраэль встречал гостей, облаченный в белоснежную шелковую мантию, скрепленную бриллиантовой брошью и перепоясанную золотым поясом, – его голову венчала золотая кипа. Он поражал людей своей величественной осанкой и благородством лица, полного царственного достоинства.

Он принимал посетителей с раннего утра до полуночи – и лишь на два часа, с одиннадцати утра до часу дня, запирался в своей комнате для сосредоточенной молитвенной медитации.

Посетителей было так много, что им приходилось дожидаться своей очереди в течение долгих дней, а порой и недель, – тогда как сама аудиенция продолжалась, в большинстве случаев, лишь считанные минуты. Р. Исраэль был крайне немногословен – принимая посетителей, он воздерживался от любых поучений и наставлений, а давал предельно краткий и, вместе с тем, очень точный совет. «Какое бы трудное, запутанное и темное дело ему ни представляли, – писал современник, – он тотчас своим проницательным умом схватывал его во всей глубине».

Наряду с хасидами, в Ружине можно было встретить немалое число иноверцев, нуждавшихся в разумном совете и руководстве: аристократов и полководцев, философов и ученых. В их кругу р. Исраэля называли «царем евреев» (Сарей амеа 3:18, 4:14; Гдолей Русия).

Уже к сорока годам р. Исраэль из Ружина стал одним из общепризнанных духовных лидеров поколения – хасиды видели в нем непосредственного преемника Бешта и Магида из Межерича. Его учениками были р. Хаим из Цанза (Диврей Хаим) и р. Ицхак-Меир из Гуры (Хидушей Арим), возглавившие следующее поколение хасидов.

Р. Исраэль помогал своим ученикам обрести духовную независимость. Предостерегая их об опасности, которая порой скрывается в отношениях между хасидами и их наставником, он рассказывал короткую притчу: «Темной ночью двое шли через лес, и у одного из них был фонарь; добравшись до развилки дорог, каждый из них повернул в свою сторону, и оставшемуся без фонаря, пришлось пробираться через бурелом на ощупь – поэтому, чтобы не заблудиться в непроглядной жизненной тьме, каждому необходим свой собственный источник света».

В 5598 /1838/ году р. Исраэль был арестован и заключен в следственную тюрьму уездного города Каменца, а затем Киева.

Поводом к аресту послужило убийство мойсера (доносчика), совершенное в местечке Дунаевцы Подольской губернии. Приятели мойсера – сами мойсеры – донесли властям, что убийство было совершено по приказу р. Исраэля из Ружина. И хотя за время следствия никаких улик обнаружено не было, р. Исраэля продержали в заключении около двух лет. По мнению историков, с помощью сфабрикованного доноса правительство Николая I попыталось расправиться с «царем евреев», в могучем влиянии которого российский император видел серьезную опасность для реализации своих планов насильственной русификации еврейского населения (Сарей амеа 4:19; Гдолей Русия).

После временного освобождения, связанного с резким ухудшением его здоровья, р. Исраэлю удалось с помощью своих сторонников тайно покинуть черту оседлости, а затем и бежать за пределы российской империи. Получив гражданство Австро-Венгрии, он обрел убежище в Садигуре (Садгоре), что на Буковине. В последнее десятилетие своей жизни он сумел создать здесь новый хасидский «двор», еще более великолепный и роскошный, чем в Ружине.

Последователи р. Исраэля утверждали, что он «явился на землю, чтобы проявиться в качестве Машиаха, но уровень поколения не позволил ему реализовать свое предназначение». Ученики передавали от его имени, что «Машиах откроется, прежде всего, в России». Р. Исраэль предрекал: «В конце времен самые цивилизованные и культурные из народов возненавидят евреев смертельной ненавистью, и когда они увидят, что, несмотря на все преследования, притеснения и гонения, им не удается отделаться от евреев, они силой выдворят их на Землю Израиля – свой жестокостью они заставят еврейский народ собраться на Святой Земле. Когда евреи погрязнут в духовном и материальном рабстве и не захотят возвращаться из галута (изгнания) по доброй воле, – народы мира насильно исторгнут их из своей среды» (Сарей амеа 3:18).

Духовное наследие р. Исраэля из Ружина отражено в его книгах Орот Исраэль (Светочи Израиля) и Нер Исраэль (Свеча Израиля).

Р. Исраэль Фридман, «Царь евреев», умер в Садигуре третьего хешвана 5611 /1850/ года.

Руководство садигурским «двором» унаследовал его сын р. Авраам-Яаков. Другой его сын, р. Менахем-Нахум, перенес ружинское хасидское движение в Румынию (Штефинешт).

 


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?