Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Раби Исраэль бар Шалом Фридман (р. Исраэль из Ружина; 5557-5611 /1796-1850/ гг.) – один из духовных лидеров поколения.

Происходил из рода царя Давида.

Согласно хасидской традиции, был одним из воплощений души царя Шломо, сына царя Давида (Сарей амеа 3:18).

Родился третьего тишрея 5557 /1796/ года. Его отец, р. Шалом из Пруговича, был сыном р. Авраама Малаха и внуком р. Дова-Бера (Магида из Межерича), преемника р. Исраэля Бааль-Шем-Това (Бешт). Его мать, ребецин Хава, была внучкой хасидского праведника р. Нахума из Чернобыля.

Женился в тринадцать лет. Потеряв в отрочестве отца и старшего брата, р. Исраэль остался единственным продолжателем рода Магида из Межерича.

Несмотря на обладание значительным состоянием, он, тем не менее, с юности вел аскетический образ жизни: ел крайне мало и спал в течение ночи не более двух часов (Сарей амеа 4:16).

Приобрел обширные познания во всех разделах Торы.

Выдающийся хасидский наставник р. Авраам-Йеошуа из Апты (Оэв Исраэль) утверждал, что, когда р. Исраэль появился на свет, «ангел забыл шлепнуть его по губам» (согласно Талмуду, в утробе матери младенца «обучают всей Торе», а затем, при появлении на свет, «ангел шлепает новорожденного по губам, и тот забывает все, чему его обучили» – Нида 30б). Однажды, находясь в гостях у р. Авраама-Йеошуа, юный р. Исраэль обронил свой гартл (пояс) – старец из Апты, стремительно нагнувшись, подобрал пояс и, обвязывая его вокруг талии юноши, произнес: «Я удостоился перепоясать живой Свиток Торы» (Гдолей адорот; Гдолей Русия).

Около 5575 /1815/ года р. Исраэль возглавил хасидскую общину в городке Ружине, расположенном недалеко от Киева. Тысячи хасидов со всей Украины приезжали к нему за советом и наставлением, привозя богатые дары – пидьёнот.

По воспоминаниям очевидцев, его дом в Ружине «имел вид княжеского жилища и отличался роскошью обстановки». Р. Исраэля окружали многочисленные слуги, разодетые по последней моде, он выезжал в позолоченной карете, запряженной четверкой рысаков – в его доме даже был собственный оркестр.

Р. Исраэль встречал гостей, облаченный в белоснежную шелковую мантию, скрепленную бриллиантовой брошью и перепоясанную золотым поясом, – его голову венчала золотая кипа. Он поражал людей своей величественной осанкой и благородством лица, полного царственного достоинства.

Он принимал посетителей с раннего утра до полуночи – и лишь на два часа, с одиннадцати утра до часу дня, запирался в своей комнате для сосредоточенной молитвенной медитации.

Посетителей было так много, что им приходилось дожидаться своей очереди в течение долгих дней, а порой и недель, – тогда как сама аудиенция продолжалась, в большинстве случаев, лишь считанные минуты. Р. Исраэль был крайне немногословен – принимая посетителей, он воздерживался от любых поучений и наставлений, а давал предельно краткий и, вместе с тем, очень точный совет. «Какое бы трудное, запутанное и темное дело ему ни представляли, – писал современник, – он тотчас своим проницательным умом схватывал его во всей глубине».

Наряду с хасидами, в Ружине можно было встретить немалое число иноверцев, нуждавшихся в разумном совете и руководстве: аристократов и полководцев, философов и ученых. В их кругу р. Исраэля называли «царем евреев» (Сарей амеа 3:18, 4:14; Гдолей Русия).

Уже к сорока годам р. Исраэль из Ружина стал одним из общепризнанных духовных лидеров поколения – хасиды видели в нем непосредственного преемника Бешта и Магида из Межерича. Его учениками были р. Хаим из Цанза (Диврей Хаим) и р. Ицхак-Меир из Гуры (Хидушей Арим), возглавившие следующее поколение хасидов.

Р. Исраэль помогал своим ученикам обрести духовную независимость. Предостерегая их об опасности, которая порой скрывается в отношениях между хасидами и их наставником, он рассказывал короткую притчу: «Темной ночью двое шли через лес, и у одного из них был фонарь; добравшись до развилки дорог, каждый из них повернул в свою сторону, и оставшемуся без фонаря, пришлось пробираться через бурелом на ощупь – поэтому, чтобы не заблудиться в непроглядной жизненной тьме, каждому необходим свой собственный источник света».

В 5598 /1838/ году р. Исраэль был арестован и заключен в следственную тюрьму уездного города Каменца, а затем Киева.

Поводом к аресту послужило убийство мойсера (доносчика), совершенное в местечке Дунаевцы Подольской губернии. Приятели мойсера – сами мойсеры – донесли властям, что убийство было совершено по приказу р. Исраэля из Ружина. И хотя за время следствия никаких улик обнаружено не было, р. Исраэля продержали в заключении около двух лет. По мнению историков, с помощью сфабрикованного доноса правительство Николая I попыталось расправиться с «царем евреев», в могучем влиянии которого российский император видел серьезную опасность для реализации своих планов насильственной русификации еврейского населения (Сарей амеа 4:19; Гдолей Русия).

После временного освобождения, связанного с резким ухудшением его здоровья, р. Исраэлю удалось с помощью своих сторонников тайно покинуть черту оседлости, а затем и бежать за пределы российской империи. Получив гражданство Австро-Венгрии, он обрел убежище в Садигуре (Садгоре), что на Буковине. В последнее десятилетие своей жизни он сумел создать здесь новый хасидский «двор», еще более великолепный и роскошный, чем в Ружине.

Последователи р. Исраэля утверждали, что он «явился на землю, чтобы проявиться в качестве Машиаха, но уровень поколения не позволил ему реализовать свое предназначение». Ученики передавали от его имени, что «Машиах откроется, прежде всего, в России». Р. Исраэль предрекал: «В конце времен самые цивилизованные и культурные из народов возненавидят евреев смертельной ненавистью, и когда они увидят, что, несмотря на все преследования, притеснения и гонения, им не удается отделаться от евреев, они силой выдворят их на Землю Израиля – свой жестокостью они заставят еврейский народ собраться на Святой Земле. Когда евреи погрязнут в духовном и материальном рабстве и не захотят возвращаться из галута (изгнания) по доброй воле, – народы мира насильно исторгнут их из своей среды» (Сарей амеа 3:18).

Духовное наследие р. Исраэля из Ружина отражено в его книгах Орот Исраэль (Светочи Израиля) и Нер Исраэль (Свеча Израиля).

Р. Исраэль Фридман, «Царь евреев», умер в Садигуре третьего хешвана 5611 /1850/ года.

Руководство садигурским «двором» унаследовал его сын р. Авраам-Яаков. Другой его сын, р. Менахем-Нахум, перенес ружинское хасидское движение в Румынию (Штефинешт).

 


Что такое вера? И если Иудаизм — это вера, то надо просто верить — сказать себе, что я верю и всё, или — это что-то сверхъестественное, чего нам не понять? Читать дальше

Верю, потому что разумно!

Рав Моше Пантелят

Если вера — это чувство, можно ли приказать чувству? Разве можно человеку приказать любить?

Иудаизм о вере

Рав Эльхонон-Буним Вассерман

Рав Эльхонон Вассерман об отношении иудаизма к вере и безверию

Мир верующего

Рав Шломо Вольбе

События Шестидневной войны заставили многих светских евреев задуматься и начать интересоваться своими корнями, искать ответы на сложные вопросы в еврейской традиции. В государстве Израиль впервые началось массовое движение тшувы. Предлагаемая вашему вниманию книга представляет собой собрание газетных статей и лекций рава Шломо Вольбе, благословенна память о праведнике, адресованных офицерам, жителям кибуцев и ученикам первых ешив для «баалей тшува»1. Сборник был опубликован анонимно, как и все остальные труды рава Вольбе, кроме «Алей Шур». Первоначально книга называлась «Бейн шешет ла-асор» — «Между шестью и десятью». Это первый перевод книги на русский язык, сделанный специально для журнала «Мир Торы»

Первая заповедь

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

Что на самом деле произошло у горы Синай?

Основные принципы еврейской веры

Рав Цви Вассерман

Лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г.

Израиль и человечество 3. Цикличность: зависимость от Всевышнего и собственная значимость

Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»

Точно так же, как ребенок стремится освободиться от взрослых, но возвращается к зависимости, терпя провал, цивилизованный человек пытается освободиться от Б-га до тех пор, пока неудачами неминуемо не будет возвращен к исходной точке. Подобно тому, как чередование зависимости и независимости ведет к более высокому уровню понимания и зрелости отдельной личности, поднимающаяся спираль человеческого развития ведет к более высокому уровню Б-госознания. Эти три этапа познания формируют основу чередующейся схемы зависимости и независимости, которая характеризует историю человечества в целом.

Средство достижения успеха

Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к тебе»

Что скрыто под маской?

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?