Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кастрюля, за которую отвечают двое, не нагреется и не остынет.»Вавилонский Талмуд, Эрувин 3а
Происходил из рода царя Давида. Сын р. Давида из Лелова, основателя хасидской династии Лелов.

Раби Моше бар Давид Бидерман (р. Моше из Лелова; 5535-5611 /1775-1851/ гг.) — один из духовных лидеров хасидизма.

Происходил из рода царя Давида. Сын р. Давида из Лелова, основателя хасидской династии Лелов.

Женился на дочери праведника р. Яакова-Ицхака из Пшисхи (Аид Акадош).

После смерти отца, последовавшей в 5574 /1814/ году, р. Моше сменил его во главе хасидской общины Лелова.

В 5603 /1843/ году р. Моше стал главным раввином польского города Пшедбуж, расположенного севернее Кракова, на реке Пилице, впадающей в Вислу.

В 5611 /1850/ году, в возрасте семидесяти пяти лет, р. Моше осуществил мечту всей своей жизни: вместе с двумя сыновьями и их семьями он отправился на Землю Израиля.

Перед отъездом р. Моше посетил многих хасидских лидеров, чтобы заручиться их благословениями и напутствиями. Его друг, р. Сар-Шалом Рокеах, основатель хасидской династии Белз, провожал его до трапа корабля, отплывавшего на Святую Землю.

Поскольку плавание проходило в месяце тишрей, р. Моше захватил с собой на корабль ветви для сукки (шалаша), а также арбаат аминим (четыре вида растений), на которые произносится особое благословение в праздник Суккот. Всю дорогу р. Моше поддерживал свежесть этих растений, но когда приблизился праздник, ветви ивы уже высохли и осыпались. Р. Моше попросил капитана повернуть к ближайшему берегу, — а поскольку тот наотрез отказался изменить курс, пришлось заплатить ему изрядную сумму из средств, припасенных на расходы в Земле Израиля. Корабль пристал к одному из островов, где росли ивы, и р. Моше с величайшей радостью выполнил заповедь (Гдолей адорот).

Хасидское предание рассказывает, что, прибыв в Йерушалаим, р. Моше собирался сразу же отправиться к Стене плача, чтобы в страстной молитве попросить Всевышнего о прекращении изгнания и конечном избавлении всего народа Израиля. Р. Моше даже приготовил специальный шофар, чтобы трубным звуком возвестить о приходе Машиаха.

Однако сразу же по прибытии в святой город р. Моше тяжело заболел — более двух месяцев он пролежал, прикованный к постели. В последний день своей жизни р. Моше попросил сыновей отнести его кровать к Стене плача, но арабы встретили их градом камней. После нескольких бесплодных попыток сыновьям пришлось отступить и возвратить отца в дом.

В тот же день, тринадцатого тевета 5611 /1851/ года, р. Моше Бидерман умер. Погребен в Йерушалаиме, на Масличной горе (в годы йорданской оккупации его могила была осквернена, а место, на котором она располагалась, распахано).

Его старший сын, р. Элазар-Мендл из Лелова, стал одним из лидеров хасидов Йерушалаима.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?