Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Небесный суд вникает в каждую деталь прожитой жизни и особенно строго судит за грех злоречия»Рав Ицеле Петербургер
Прямой потомок р. Хаима Воложинера, ближайшего ученика Виленского Гаона.

Раби Ицхак-Зеев бар Хаим Алеви Соловейчик (Реб Велвел; Брискер Рав; Агриз из Бриска; 5646-5720 /1886-1959/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.

Прямой потомок р. Хаима Воложинера, ближайшего ученика Виленского Гаона.

Младший сын р. Хаима Соловейчика (р. Хаима Брискера) и внук р. Йосефа-Дова Соловейчика (Бейт алеви).

По материнской линии он был правнуком главы Воложинской ешивы р. Нафтали-Цви-Йеуды Берлина (Нецива) и внуком р. Рефаэля Шапиро (Торат Рефаэль), возродившего Воложинскую ешиву после ее закрытия российскими властями.

В 5652 /1892/ году, когда Велвелу (на идиш — ласкательный вариант имени Зеев) едва исполнилось шесть лет, жандармы опечатали здание Воложинской ешивы, в которой преподавал его отец. Семья переехала в г. Бриск (Брест-Литовск), где р. Хаим Соловейчик возглавил общину города.

Изучал Тору под руководством отца, посвящавшего занятиям с ним значительную часть своего дня. Он стал ближайшим учеником и духовным наследником отца, развивавшим и совершенствовавшим его методы исследования Талмуда.

В 5678 /1918/ году, после смерти р. Хаима Соловейчика, тридцатидвухлетний р. Велвел сменил его во главе общины Бриска, заняв один из самых почетных в еврейском мире раввинских «тронов».

С годами вокруг него сложилась группа особо одаренных учеников, однако он не создавал формальной ешивы или колеля.

В 5690-е /1930-е/ годы Брискер Рав (Раввин из Бриска) стал одним из общепризнанных духовных лидеров евреев Польши.

Начало второй мировой войны застало его в курортном городке Отвоцке, возле Варшавы, и он оказался среди десятков тысяч людей, хлынувших в поисках убежища в столицу страны. В течение четырех недель город сотрясался от взрывов бомб и снарядов — задняя часть дома, в котором скрывался р. Велвел была разрушена. В конце концов, польские защитники Варшавы прекратили безнадежное сопротивление, и четырнадцатого тишрея (27 сентября) 5700 /1939/ года, в канун праздника Суккот, войска вермахта вошли в город. Р. Велвел вспоминал, что как только прекратились бомбежки, варшавские евреи и беженцы, выбравшись из укрытий, «принялись собирать обломки дверей, оконных рам и строить из них сукки (шалаши)» (Е. Ляйтнер, Спасение Торы из огня Катастрофы с.15).

В первый вечер немецкой оккупации в городе объявили комендантский час, однако посреди ночи р. Велвел был разбужен гулом еврейских голосов. Выглянув из своего убежища, он «с удивлением увидел длинную очередь евреев, растянувшуюся на несколько кварталов». Сосед по убежищу объяснил ему, что в Варшаве, где собралось около полумиллиона евреев, оказалось всего четыре этрога — плода, необходимого для выполнения важнейшей праздничной заповеди. Узнав, что владельцем одного из этих плодов является Брискер Рав, варшавяне, невзирая на комендантский час, с ночи собрались у его убежища. Незадолго до рассвета под вой сирены появились грузовики с немецкими солдатами — спрыгнув на землю, они набросились на толпу. Послышались вопли избиваемых и стоны раненных. Орудуя прикладами, солдаты разогнали толпу и уехали, но уже через пять минут очередь к убежищу р. Велвела стояла на прежнем месте — уже рассвело, можно было приступать к выполнению заповеди (там же с.17-19).

Воспользовавшись военной неразберихой, Брискер Рав сумел покинуть захваченную Варшаву и добраться до Вильно (Вильнюса).

В этом полном опасностей путешествии р. Велвел воспользовался сегулой (защитным средством), полученной им по цепи семейной традиции, идущей от р. Хаима из Воложина. Весь путь до Вильно он проделал в состоянии глубокой молитвенной медитации, целиком сосредоточившись на осознании того, что все события в мире направляются Б-жественным Провидением и являются осуществлением воли Творца, любящего народ Израиля. Лишь однажды р. Велвел утерял необходимую концентрацию и сразу же заметил немецкий патруль, приближающийся к нему. В последнее мгновение ему все же удалось вернуться в медитативное состояние — и солдаты, не дойдя нескольких шагов до него, внезапно повернули в другую сторону.

Летом 5700 /1940/ года он получил сертификаты, дающие право легального въезда в подмандатную Палестину.

Еще несколько месяцев р. Велвел дожидался приезда жена и троих детей — но, в конце концов, им не удалось пробраться из Бриска в Литву и они погибли от рук нацистов (Зерах Вархафтиг, Уцелевшие в годы Катастрофы с.63).

Зимой 5701 /1941/ года Брискер Рав совершил алию на Землю Израиля и поселился в Йерушалаиме.

Как и в Бриске, вокруг него сложилась группа выдающихся учеников — р. Велвел занимался с ними у себя дома, не желая создавать формального учебного заведения.

После смерти р. Авраама-Йешаи Карелица (Хазон Иш), последовавшей в 5714 /1953/ году, харедимные общины Земли Израиля признали Рава из Бриска своим духовным главой и высшим авторитетом при вынесении алахических решений.

Р. Ицхак-Зеев Соловейчик, Брискер Рав, умер девятого тишрея 5720 /1959/ года.

Во главе группы ближайших учеников его сменил сын р. Йосеф-Дов Соловейчик, создавший первую на Святой Земле ешиву «брискского» направления.

Из духовного наследия Рава из Бриска были опубликованы его толкования Танаха, записанные на уроках учениками, а также алхические заметки к талмудическому разделу Кодашим (Святыни) и к алахическому кодексу Рамбама Мишнэ Тора (Повторение Торы).

С разрешения издательства Швут Ами


Общее объяснение смысла ритуальной нечистоты (тумы)

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ритуальной чистоты? Гармония как цель жизни.

Секрет еврейской женственности 6. Таинственные воды

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

Переход от статуса ритуальной нечистоты к статусу очищения должен быть освящен Всевышним. Для этого служит миква, в которую окунаются еврейские женщины. Кроме практической пользы, от посещения миквы есть и польза эмоциональная.

Что такое миква?

Рав Арье Каплан

Как выглядит миква и как она устроена?

Окаймленная лилиями 5. Значение чистоты семьи безмерно

Рав Норман Лем,
из цикла «Окаймленная лилиями»

Чистоте семьи даже больше, чем остальным заповедям, включая изучение Торы, мы обязаны сохранением народа Исраэля. Строительство миквы предшествует строительству синагоги и приобретению свитка Торы и всем остальным повелениям.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот.ру

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Секрет еврейской женственности 7. Немного математики

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

Во время «нечистого» периода запрещена не только супружеская близость, но и объятия, поцелуи и другие выражения близости. Начало периода ритуальной нечистоты зависит от нескольких факторов и может быть вычислено при помощи несложной формулы.

Секрет еврейской женственности 8. Беременность и роды

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

После рождения ребенка женщина становится «нидой», то есть, ритуально нечистой. Это накладывает отпечаток на ее отношения с мужем. Кроме технических подробностей, надо помнить, что ребенок — это радость в доме и воплощение самой первой заповеди Торы.

Окаймленная лилиями 6. Устойчивость супружеской жизни

Рав Норман Лем,
из цикла «Окаймленная лилиями»

Секрет еврейской женственности 5. Чтобы сердце любило сильнее

Теила Абрамов,
из цикла «Секреты еврейской женственности»

Все мы хотим, чтобы наша семья стала тесным союзом. Но как достичь такой близости? И как сохранить ее на протяжении всей жизни? Человеку свойственно «уставать» от привычного. По сути, одна из главных причин стремительного роста разводов в наше время — простое пресыщение. Муж и жена теряют интерес друг к другу, жалуясь, что не находят друг в друге ничего нового.

Кицур Шульхан Арух 162. Законы окунания в микву

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Чтобы понять и постичь 30. Как смотрит иудаизм на взаимоотношение полов?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Отношения между полами предписаны Торой. Но злоупотреблять ими, подчиняясь каждому сексуальному импульсу, не нужно. Самоконтроль в этой сфере должен быть повседневным.

Окаймленная лилиями 8. Святость времени

Рав Норман Лем,
из цикла «Окаймленная лилиями»

Женщина обязана также, в равной мере с мужчиной, исполнять определенные повелевающие заповеди: любить Всевышнего и благоговеть перед Ним, уважать отца и мать