Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Философия, Рав Александр Кац, Италия
Раби Элияу Дельмедиго (ок. 5220-5257 /1460-1497/ гг.) – выдающийся религиозный мыслитель.
Родился на о. Крит. Происходил из известного рода знатоков Торы, родоначальником которого был р. Йеуда Дельмедиго, прибывший на остров Крит из Германии около 5160 /1400/ года. Фамильное прозвище Дельмедиго родилось от латинского слова дель-медико (врач).
Получил широкое общее образование, владел пятью языками. Преподавал в университете итальянского г. Падуи. Написал на латыни ряд сочинений, посвященных анализу философии Аристотеля. Переводил на латынь труды арабских философов.
На святом языке написал философский трактат Бхинат адат (Исследование веры), в котором рассматриваются взаимоотношения веры и философии. Автор указывает, что в большинстве случаев основы веры и выводы философского исследования можно согласовать, – но если они противоречат друг другу, еврей обязан следовать принципам своей веры, восходящей к пророческому источнику.
Некоторое время р. Дельмедиго был главой ешивы в Падуе. В 5254 /1494/ году у у него возникли разногласия по вопросам веры с главным раввином Падуи р. Йеудой Минцем, и он был вынужден покинуть город.
Умер в 5257 /1497/ году, не достигнув сорока лет.
В похоронной процессии участвовали не только евреи, но и его коллеги-философы, и его ученики-христиане.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»